Подлодка объявлена в розыск

Могло ли случиться, что у побережья Норвегии в 1978 году затонула советская подлодка, тайну исчезновения которой Москва предпочитает хранить до сегодняшнего дня? Это один из вопросов, на которые пытается ответить созданная в Норвегии государственная комиссия по расследованию причин гибели рыболовецкого траулера "Утвик Сениор", ушедшего на дно с девятью членами экипажа четверть века назад.
Могло ли случиться, что у побережья Норвегии в 1978 году затонула советская подлодка, тайну исчезновения которой Москва предпочитает хранить до сегодняшнего дня?

Это один из вопросов, на которые пытается ответить созданная в Норвегии государственная комиссия по расследованию причин гибели рыболовецкого траулера "Утвик Сениор", ушедшего на дно с девятью членами экипажа четверть века назад.

Траулер возвращался с промысла в районе Лофотенских островов ночью 17 февраля 1978 года, последний раз выходил на связь вечером в 21 час, но в родной порт так и не пришел. В семь утра к берегу прибило несколько деревянных обломков - все, что осталось от современного, приспособленного к штормам Северной Атлантики судна.

- Капитан в пургу сбился с курса и налетел на подводную скалу, - звучал вывод комиссии по расследованию причин катастрофы.

Правительственные чиновники не приняли во внимание замечания экспертов, утверждавших, что на найденных частях корпуса судна были видны следы удара ножевого характера, похожие на результат столкновения с острым форштевнем неизвестного корабля.

Давняя трагедия вновь стала актуальной уже в наши дни, после сенсационной находки поисковой экспедиции, снаряженной телевидением Норвегии. На глубине 35 метров был обнаружен 20-тонный двигатель траулера. Он лежал в шести километрах от подводной скалы, названной правительственной комиссией виновницей гибели судна.

Мотор покоился на ровном песчаном дне, вдали от каких-либо препятствий естественного характера. Подозрения в том, что траулер отправился на дно в результате столкновения с неизвестным объектом искусственного происхождения, подтвердились. Поднятый на поверхность мотор оказался ценной уликой, заставившей официальный Осло назначить новую следственную комиссию. Положение лопастей винта показывало, что "Утвик Сениор" в момент гибели на полной скорости двигался задним ходом - явное свидетельство попытки избежать лобового столкновения.

Комиссия проводит слушания свидетелей, рассказы которых напоминают фрагменты триллера. Один из них, 42-летний Лейф Андреассен, только сейчас решился выступить со своим признанием.

- Тогда мне было всего семнадцать лет, я боялся, что меня попросту высмеют, - говорит он о причинах своего четвертьвекового молчания. - 17 февраля 1978 года я находился один в рубке траулера, - вспоминает Лейф Андреассен, - мы вели промысел в том же квадрате, что и "Утвик Сениор". Мела пурга, штормило, но временами небо прояснялось, и море просматривалось четко. И вот в один из таких периодов я увидел прямо по курсу серую рубку подводной лодки, шедшей в надводном положении с потушенными огнями. Я наблюдал субмарину в течение получаса с расстояния метров пятьсот. Затем небо опять заволокло, ударил снежный заряд, и видимость вновь упала до нуля.

Показания Лейфа Андреассена заставили вспомнить о сенсационной истории, рассказанной в 1979 году швейцарской газетой "Нойе цурхер цайтунг". Ссылаясь на свои источники в западных разведслужбах, газета сообщила о гибели советской подлодки у норвежского побережья в 1978 году. Капитан Сигмунд Фредриксен, представляющий родственников экипажа "Утвик Сениор", уверяет, что версия о столкновении траулера с подлодкой находила множество косвенных подтверждений. В частности, якобы норвежские военные выловили даже ее бортовой журнал, но всю историю засекретили и не дали ей хода в расследовании.

1978 год известен как период наиболее частых нарушений территориальных вод Норвегии советскими субмаринами, результатом чего стала нота протеста Норвегии Москве. По мнению сторонников версии одновременной гибели траулера и подлодки, и в Осло, и в Москве предпочли молчать об этой истории. Советский Союз не хотел признаваться в подводных вторжениях, а норвежские военные считали, что вместо того чтобы поднимать шум, будет куда выгоднее разыскать погибшую подлодку и изучить находившуюся на ней секретную документацию. Речь может идти, скорее всего, о мини-подлодке. Небольшие специальные субмарины, как считают норвежские военные эксперты, многие годы использовались Северным флотом для сбора разведывательной информации в норвежских фиордах.

- Если причиной гибели траулера стала подлодка, нужно тщательно прочесать дно в районе обнаружения мотора, - считает профессор Юрген Амдал из высшей технической школы Тронхейма, один из ведущих западных экспертов по столкновениям в море. - Надводный корабль обычно в таких случаях не оставляет следов, что же касается подлодки, то тут велика вероятность отслоения части стальной обшивки корпуса.

Рекомендация профессора, судя по всему, принята во внимание. Первый этап слушаний закончился, и сейчас принято решение искать улики на дне в квадрате, где был обнаружен двигатель погибшего траулера.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter