О композиторе Игоре Лученке с теплотой вспоминает его друг поэт Андрей Скоринкин

Подлинно Народный

Впервые с Игорем Михайловичем мы повстречались в середине 1970-х на крыльце минского Дворца спорта. Я в то время занимался хоккеем и после тренировки, которая проходила на открытой площадке, возвращался в раздевалку спорткомплекса. Впереди меня образовался затор: на ледяном ветру, перед запертой дверью, стоял человек невысокого роста и разъяренно доказывал вахтеру, что он является автором песен, которые прозвучат на концерте и что его ждет Муля. Спустя несколько минут появился старший по смене и, обращаясь к подчиненному, произнес: “О, этого человека надо пропустить! Это же наш известный композитор Эдуард Ханок!..” После чего будущий народный артист СССР несолоно хлебавши ушел в другую сторону, а я, приведя себя в порядок, из-за кулис с упоением слушал знаменитые “Мой родны кут”, “Алесю”, “Веранiку”, “Спадчыну” и тайно мечтал стоять на одной сцене с Мулявиным, Борткевичем и Кашепаровым.

В орбиту творчества этого блистательного коллектива я был втянут с самого детства благодаря первой авторской песне Владимира Мулявина на стихи моего отца Владимира Скоринкина “Белая Русь ты моя”. Но спустя несколько лет в противоположную сторону от творчества “Песняров” ушел и я. Летное училище, профессиональный спорт, духовные поиски, учеба в Москве, писательский труд... Но “свершив свой подвиг благородный” на ниве поэзии, я всерьез задумался о воплощении в жизнь своих детско-юношеских грез и сокровенных желаний. Тем более что после смерти Владимира Георгиевича многие произведения из репертуара ансамбля в интерпретации его последователей заметно поблекли, а некоторые и вовсе были преданы забвению — такие, как поэма-легенда “Гусляр”. Еще в далекой юности очень сильное впечатление оказала на меня эта совместная работа Лученка и Мулявина, но в школьные годы я даже не мог предположить, что спустя тридцать лет сам Игорь Михайлович обратится ко мне с просьбой восстановить и продолжить его крупную работу, которая сейчас приобрела новое название “Рок-опера “Курган”. В дни работы над произведением я просыпался ни свет ни заря от телефонных звонков бессменного председателя Белорусского союза композиторов, который с огромным воодушевлением следил за моими шагами по возрождению “Кургана”.

Этот спектакль в течение последнего времени многократно демонстрировался на главных концертных площадках страны, а меня как исполнителя роли главного героя — Гусляра по приказу Князя (Анатолия Ярмоленко) ежегодно закапывали живьем в землю вместе с гуслями... Последний раз это произошло в древнем Полоцке на Дне белорусской письменности в сентябре прошлого года. Через наш проект, помимо лидера ансамбля “Сябры”, прошли многие отечественные артисты, музыканты и творческие коллективы: Государственный ансамбль танца под управлением Валентина Дудкевича (балетмейстер-постановщик Александр Алешкевич), арт-группа “Беларусы” во главе с Валерием Шматом, Валерий Анисенко, Людмила Исупова, Валерий Дайнеко, Инна Афанасьева, Ян Маерс, Виктория Алешко, Вячеслав Статкевич и другие. 

Почти две пятилетки я занимался популяризацией творчества Игоря Лученка и Владимира Мулявина, реставрируя их произведения и проводя концерты в их честь. Но иногда вспоминал и о себе. Так в январе 2011 года в большом зале Белгосфилармонии проходил мой авторский вечер, на котором присутствовал Игорь Лученок. Он знал меня в первую очередь как автора и руководителя проекта “Рок-опера “Курган”, а тут поэзия... Очевидно, впечатлившись услышанным, Игорь Михайлович обратился ко мне с новым творческим предложением — расшифровать его мелодию тридцатилетней давности. То есть пригласил к созданию совместного музыкального произведения. 

С вечера до утра, обливаясь слезами, под проникновенную мелодию, я создал “Исповедь” и сразу же отправился к своему соавтору поделиться радостью. Маэстро сел за рояль, поставил перед собой клавир и начал напевать: “Пели соловьи, бледнела высь...”. Первым слушателем этого произведения была супруга Игоря Михайловича — Александра Григорьевна. Когда прозвучал последний аккорд, ничего не сказав, со слезами на глазах она вышла из композиторского кабинета. Слезы этой сентиментальной женщины в тот момент стали для меня самой большой признательностью, они свидетельствовали о том, что песня удалась. Этим произведением сразу же заинтересовался давний друг Лученка, еще один народный артист СССР — Иосиф Кобзон. Легенда советской эстрады при поддержке Виктора Елисеева и ансамбля МВД РФ придал “Исповеди” поистине неземное звучание.

Мне позвонил 24 октября 2012 года встревоженный Игорь Михайлович и попросил заехать, чтобы в срочном порядке проследовать с ним на кладбище... Я поинтересовался: “Что, кто-то опять умер?..” 

И услышал: “Нет, нас там ждет Кобзон!..” Через час мы вместе с Иосифом Давыдовичем возложили цветы к памятникам Петру Машерову, Виктору Вуячичу и Владимиру Мулявину, с которыми гостя из Москвы при жизни связывали теплые дружеские отношения. Кобзон спросил меня: “Вы придете сегодня на мой концерт, где состоится премьера вашей песни?” И я ответил: “Да! Я купил билет.” На что мой именитый собеседник возразил: “Зачем вы это сделали? Я же вас приглашаю! 

А еще я вас вместе с Игорем хочу пригласить на обед в ресторан...” Но тут в разговор вклинился Игорь Михайлович: “Нет! Мы пойдем в столовку, там есть винегрет!..”

Несмотря на высокие достижения в музыке, в быту маэстро был прост. И тем не менее чересчур навязчивым людям умел давать отпор: “Я в Москве! Я в Минске не живу!..” Действительно, со столицей нашей некогда великой Родины Игоря Лученка связывали всесоюзные конкурсы, где его замечательные песни — “Память сердца”, “Высокие звезды”, “Песня не умирает”, “Майский вальс” — становились лауреатами. Уместно вспомнить и Верховный Совет СССР, где именитый композитор осваивал профессию депутата. А в 1999 году на Площади звезд перед концертным залом “Москва” Лученок первым из белорусов зажег свою неповторимую звезду. 

А еще с Россией Игоря Михайловича связывало военное лихолетье. 

Осенью 2011 года по просьбе композитора мы вдвоем объехали практически всю Ростовскую область. Посетили места, где Игорь Лученок вместе с родителями находился в эвакуации. Провели множество творческих встреч, в том числе и в школе, в которой маленький Игорек пошел в первый класс. Игорь Лученок, помимо всех прочих званий, являлся почетным гражданином города Сальска. В нем есть музей, где имеется уголок, посвященный нашему великому земляку. Из Минска мы привезли гипсовый бюст, изваянный белорусским скульптором Иваном Миско, но, как оказалось, точно такой же “двойник” композитора уже пылился в местном краеведческом музее. Я спросил: “Зачем же мы везли этот бюст? Тут же уже есть такой!..” На что Игорь Михайлович заметил: “А вдруг один украдут?..” 

Говорят, что такие люди, как Игорь Лученок, рождаются один раз в сто лет. На что я готов возразить: такие личности рождаются однажды, а потом продолжают жить в своих творениях вечно. И хочется верить, что у благодарных потомков дата “6 августа” будет ассоциироваться не с бомбардировкой Хиросимы, а с рождением великого маэстро. 

Думаю, что в песнях Лученка каждый белорус способен найти для себя что-то близкое и родное. Такое ощущение, что в глубине его музыки скрывается израненная душа белорусского народа. А для меня Игорь Лученок в одном лице олицетворял одновременно и дедушку, и отца, и брата, и друга, и коллегу. И его отсутствие в этом мире, увы, никто не заменит. Сегодня ровно 40 дней как нет с нами Игоря Лученка. 

Эта творческая личность безоговорочно стоит в одном ряду со многими соавторами своих песен — Купалой, Колосом, Богдановичем... Не случайно Игорь Михайлович хотел быть погребенным на “Военном” кладбище, неподалеку от Янки и Якуба... Но его похоронили на “Восточном” неподалеку от Владимира Мулявина, что тоже весьма символично... В моем понимании музыки: Игорь Лученок и Владимир Мулявин — это Карл Маркс и Фридрих Энгельс белорусской эстрады. На их плечах, как на плечах гигантов, стояла, стоит и еще долго будет стоять отечественная песенная культура!
В мире, где вечные ценности подменяются фальшивыми, где всё покупается и продается, несложно получить звание, снискать популярность, заработать деньги. Однако любовь народная дарится лишь избранным, к числу которых, несомненно, относится выдающийся белорусский композитор советской эпохи Игорь Михайлович Лученок
Андрей СКОРИНКИН.

Фото Юрия ИВАНОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter