Подлинник. Гаражной реставрации

Движению любителей автомотостарины в Беларуси более 30 лет и, казалось бы, много чего накоплено. Но парадокс: из страны вывезено столько исторических образцов, что, действительно, трудно поверить, неужели кое-что все же осталось

Когда  наши коллекционеры старинных  автомобилей выставят  свои  «антики» на  аукционах  Монте-Карло?.. 

Теперь забензинено шесть лошадок 

в моих четырех цилиндрах… 

Это строки из стихотворения Владимира Маяковского «Ответ на будущие сплетни». Он написал их по возвращении из Франции в 1928 году. Более всего оно знакомо нам по последним строкам: 

   Ну что ж, простите, пожалуйста, 

   что я из Парижа привез «рено», 

   а не духи и не галстук. 

Стихотворение стало уже классикой поэтической, а тот «Renault» 1928-го – классикой автомобильной. В отличие от поэтических слов, его можно осязать, трогать руками и говорить: «Не может быть, так много лет прошло, а он все тот же». Знаменитый дизайнер Харли Эрл определил воздействие классического автомобиля на человека как «короткую эмоциональную передышку». Потому так притягивает антикварный авто всех, всегда и везде. 

Когда в прошлом году в Минске готовилась выставка старинных автомобилей, к организаторам – Белорусской федерации старинной автотехники «Баретро» – приходили ироничные вопросы. Спрашивали: «Фотографии показывать будете, что ли?» 

Движению любителей автомотостарины в Беларуси более 30 лет и, казалось бы, много чего накоплено. Но парадокс: из страны вывезено столько исторических образцов, что, действительно, трудно поверить, неужели кое-что все же осталось. Но хранители этих древностей наперекор всем трудностям все скребут и скребут ржавый металл. В результате вытягивают на свет Божий то, что во всем мире называется техническим антиквариатом. 

И вот – новый праздник для олдтаймеров. 9 сентября на минском стадионе «Трактор» – большое автомобильное шоу «Авто-стиль». 

Публика увидит новые и тюнинговые автомобили. Познакомится с возможностями современной спасательной техники. Будет потрясена захватывающими трюками профессиональных каскадеров из России. И абсолютно бесспорной экзотикой для наших зрителей будут классические авто белорусских коллекционеров, реставраторов, а также театрализованный «Парад ретро». 

Прошлогодняя выставка исторических авто не прошла даром. Сегодня у Владимира Михалева, председателя БФСА «Баретро», организующего эту часть представления, те, кто побывал на прошлом показе, не спрашивают, будут ли настоящие автомобили. А за тех, кто их увидит впервые, можно порадоваться. 

Например, «Ford Mustang» — автомобиль, простота которого граничила с презрением к техническому прогрессу. Он был самой дешевой из спортивных, самой спортивной из универсальных и самой оригинальной из всех машин Америки. А еще демократичной. И автомобилем для влюбленных. 

Или «Willys», присланный из Америки по ленд-лизу, который служил в армии СССР с 1942-го по 1945 годы. Его формы далеки от совершенства, о комфорте говорить вообще не приходится, безопасность водителя в число достоинств не входила. Но здесь все, что от него ждали: простота, легкость, скорость, проворность, выносливость, работоспособность. 

А еще ЗИМ (ГАЗ-12). Он появился в Стране Советов вскоре после войны. И явил советским гражданам пробившийся через железный занавес стиль времени. Как это верно: большая машина с покатым крупом и сверкающим оскалом радиаторной решетки, символ силы и независимости. 

ГАЗ-69, прибывший в советские воинские части, консервативные мужчины эмоционально не приняли. Сила привычки. Глаз замылился на угловатых и простейших формах. Позже многие поняли, что он образец одного из немногих достижений социалистического дизайна. 

Вторая мировая почти разорила компанию «Mercedes-Benz». Но маленький отважный «170-й» ее спас. Автомобиль предложили массовому покупателю в 1931 году, чтобы облегчить трудности Великой депрессии. Конечно, на фоне роскоши «500-х» и «540-х» он выглядел немецким гадким утенком. Но если дорогие модели стали престижем компании, то «170-й» с «230-м» и «290-м» – ее основной поддержкой. 

А один из экземпляров советской «чайки» (ГАЗ-13) в прошлом году залетел в ряды хитов ретроаукциона коллекционных автомобилей «Barrett-Jackson», проводимого в США. 

Однако «староходы» не только вывозят из Беларуси. Уже есть примеры и ввоза в страну достойной автоклассики. На представлении в этом можно будет убедиться. По крайней мере, заявлено машин больше, чем для прошлогоднего показа. 

Теперь в Беларуси существуют не только владельцы одного ретроавтомобиля или нескольких остовов бывших машин. Появились коллекционеры. Известны даже коммерческие фирмы, создающие корпоративные коллекции ретротехники. Они, правда, малочисленны. 

Конечно, наши состоятельные граждане (коллекционирование олдтаймеров — дело дорого-стоящее) еще не появились на аукционах в Монте-Карло, «Christie`s» или на европейских выставках «моторного века». Стоимость их уникумов не исчисляется в сотнях тысяч евро. 

Да, индустрии олдтаймеров, в отличие даже от соседки России, у нас пока нет. А значит, реставрация наша по-прежнему гаражная. Но важен факт: все-таки приходит понимание, что отреставрированный автомобильный подлинник не меньшая реликвия, чем бабушкино колье с бриллиантами. 

Так давайте будем доброжелательнее к самодеятельным реставраторам. В нашей стране есть немало знатоков исторического автомобиля. С высоты своего познания они не преминут поддеть хозяина «старохода», мол, бампер не родной и колпаки не те. А вы попробуйте сами найти и отхромировать «тот» бампер. Словом, лучше помоги, коли знаешь, как. 

Впрочем, все эти проблемы исчезнут, если в Беларуси будет создан настоящий автомузей с современным научно-реставрационным центром. Тогда и у владельцев техники отпадет соблазн продавать ее за границу. 

Не лишайте нас, зрителей, трепетной ностальгии. Мы хотим любоваться «антиками» у себя дома, а не только в других странах. 

— Скажите, правда ль, что вы для себя 

Авто купили в Париже? 

Купили бы дрожки… велосипед… 

— Купил, говорите? Конечно, да. 

Разят желтизною из медных глазниц 

глаза – не глаза, а жуть! 

И целая улица падает ниц, 

когда кобылицы ржут. 

Вот уже нет Владимира Маяковского. И только его стихи на полке да «рено» наверняка где-то в музее. Читайте. Смотрите. Восхищайтесь. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter