Подход – системный!

Новая антикоррупционная программа — четкий алгоритм превентивных мер
Новая антикоррупционная программа — четкий алгоритм превентивных мер

— Виктор Иванович, нынешний документ — принципиально новое направление в борьбе с коррупцией или продолжение предыдущей пятилетней госпрограммы?

— Разумеется, он содержит ряд принципиально новых моментов. Но в целом мы идем прежним курсом. Главная цель — добиться снижения уровня коррупционной преступности и создать в обществе атмосферу неприятия этого явления. За последние пять лет ситуацию удалось переломить. Количество криминальных фактов снизилось более чем на треть. Об этом говорят не только цифры, но и последние социологические данные: люди все реже сталкиваются с мздоимством. Тем не менее серьезные вопросы остаются. Темп антикоррупционных усилий снижать рано. Наоборот, интенсивность этой работы должна повышаться.

— Чем вызвана такая необходимость?

— Формы проявления коррупции усложняются. И мы обязаны на это реагировать. Объясню на примере. Недавно вступил в силу судебный приговор по весьма нестандартному делу. Вкратце фабула. Подведомственным структурам Министерства спорта и туризма понадобилось дорогостоящее медицинское оборудование. Согласно закону подобные закупки с использованием государственных средств могут совершаться только на тендерной основе. Однако вместо честного соревнования между поставщиками председатель тендерной комиссии ГУ НИИ физкультуры и спорта Леонид Дворецкий и его заместитель Михаил Сламенец (они же — заместитель директора института и начальник отдела снабжения) устроили хорошо замаскированный фарс. Липовый тендер прошел с массой нарушений: необоснованно были сокращены сроки подачи предложений, отсутствовали необходимые экспертные заключения и т.д. В конечном итоге победили «нужные» кандидаты, а государство в результате неоправданно завышенной стоимости товара потеряло более миллиарда рублей. К слову, это общая тенденция — суммы ущерба, причиненного нечистыми на руку хозяевами высоких кабинетов, растут (за прошлый год размер материального вреда достиг 56 миллиардов 295 миллионов рублей, что на 40 процентов больше, чем, скажем, в 2004 году). На поверхности корыстный мотив авторов описанной схемы не лежит. Об истинных причинах «благосклонности» организаторов фальшивых тендеров можно только догадываться. Однако злоупотребление служебными полномочиями налицо. А это серьезное основание для уголовного преследования и строгого наказания. Кстати, оба «физкультурника» расстанутся со свободой на 5 лет.

— И как можно в данном случае помешать использовать служебное положение не во благо, а во зло?

— В новой программе содержатся вполне конкретные предложения. В частности, нужно установить процедуру обжалования решений заказчика, принявшего, на взгляд участников тендера, неверное решение. Кроме того, должен быть создан общий банк данных о закупках, совершающихся на конкурсной основе. Это сделает соревновательный марафон более прозрачным.

— В последнее время громкие «таможенные» и «пограничные» процессы стали криминальными новостями номер один. Что планируется предпринять, чтобы покончить наконец с мздоимством в этих сферах?

— Не люблю выражение «громкий процесс». В масштабе государства малозначительных коррупционных преступлений быть не может. Врач, вымогающий у пациента гонорар, так же наносит удар по имиджу страны, как и высокопоставленный чиновник–взяточник. Что касается таможенной и пограничной сфер. Адекватные сложившейся ситуации меры, конечно, предусмотрены. Намечены серьезные проверки (в том числе и прокурорская) пунктов пограничного и таможенного контроля. Основное внимание — соблюдению установленного порядка перемещения через границу товаров и транспорта. Кроме того, Прокуратуре поручено изучить работу службы собственной безопасности пограничных войск и указать на обнаруженные недочеты.

— Прокуратуру интересует вопрос соразмерности доходов государственных служащих и принадлежащих им и их родне материальных благ? На какие деньги, например, строятся дворцы под Минском?

— Доходы государственных служащих строго контролируются. Сами чиновники и их близкие обязаны ежегодно представлять декларацию о доходах. Факт несоответствия полученных сведений расходам чреват потерей кресла. Однако сейчас идет работа по унификации нашего законодательства по борьбе с коррупцией с международными антикоррупционными документами. За незаконное обогащение статья 20 Конвенции ООН против коррупции предусматривает уголовную ответственность. Возможно, есть смысл и нам ужесточить наказание? Вся сложность в том, чтобы установить, насколько законен путь приобретения, как вы говорите, дворцов и прочих материальных благ. Госпрограмма предполагает усовершенствование методов проверки достоверности сведений о декларируемых доходах. Так что ситуация не пущена на самотек.

— В реализацию программы вовлечено более десятка различных ведомств. А кто выполняет роль координатора?

— Эта миссия поручена Прокуратуре. Мы должны свести все звенья воедино и создать прежде всего систему превентивных мер. Существующий алгоритм профилактики коррупции нуждается в существенной доработке. Есть шанс исправить положение. Госпрограмма затрагивает все узкие места, где риск коррупционных проявлений наиболее реален (жилищно–коммунальную, образовательную, торговую и прочие сферы). Коррупцию, как показывает мировой опыт, важно предупредить в зародыше — на законодательном уровне. Следует изначально исключить возможность спекуляций служебным положением. В скором времени наш научно–практический центр начнет «тестировать» проекты законов, постановлений и указов на предмет наличия законодательных лазеек. Это будет серьезный сдерживающий коррупционные устремления механизм.

Фото АЛЕКСАНДРА РУЖЕЧКа, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter