Протоиерей Евгений Свидерский: Подготовительные недели Великого поста

Подготовительные недели

Церковный календарь составлен таким образом, чтобы помочь верующему постоянно и правильно поддерживать свой духовный тонус. Чтобы не допустить излишнего расслабления после продолжительного празднования Святок, когда пост отменяется, Церковь предлагает последовать примеру Спасителя. Согласно Евангелию, после крещения в Иордане Христос удалился в пустыню для поста. Именно в его воспоминание и установлен Великий пост.

Вот и в храмах за воскресной утреней зазвучало песнопение, которое поется в Великом посте: “Покаяния отверзи ми двери”. Наступили подготовительные недели Великого поста. Их всего три. Понять их духовный смысл поможет параллель со спортом или с воинским служением. Чтобы добиться победы в спорте, нужно правильно построить методику подготовки и систему тренировок перед соревнованием. Чтобы выиграть сражение, воин должен постигнуть все аспекты боевой и тактической подготовки. Помимо упорных тренировок, необходимо правильно настроить и тех и других.

Так и в духовной жизни: пост является периодом особой аскезы перед встречей важного праздника, а подготовительные недели задают правильный вектор на этом поприще. Например, неделя о мытаре и фарисее, которая началась с прошедшего воскресенья, учит не превозносить себя ни перед кем. Само название недели произошло от одноименной евангельской притчи. Ее можно прочитать в 

18-й главе Евангелия от Луки. Фарисей внешне исполнял все предписания Священных книг, но стал пред Богом тщеславиться и осуждать мытаря, который стоял в храме поодаль. Последний же не смел поднять глаза к небу, осознавая себя недостойным попросить что-то у Бога, кроме прощения. Финал притчи: Бог оправдал покаяние мытаря и отверг мнимую праведность фарисея. Поэтому если даже внешне твоя жизнь добродетельна — нет повода гордиться этим и нет никакого права осуждать других. Пред Богом все несовершенны. Даже небольшой по нашему мнению грех разделяет нас с Тем, Кто безгрешен: “Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем”. Так гласит Святое Писание. Если же человек осознал свой грех, искренне раскаялся и задался целью исправиться и стать лучше — это путь к спасению и вечной жизни.

Вторая подготовительная неделя — о блудном сыне — взяла название также из притчи. Лейтмотив обеих притч — покаяние. Но во второй притче через евангельский персонаж говорится еще о любви и милосердии Отца Небесного. Будет лишним, наверное, пересказ этого отрывка Евангелия. Кто плохо с ним знаком, тот найдет его в 15-й главе Евангелия от Луки. Самый трогательный момент притчи — сын, предавший любовь своего отца, прогулявший и пропивший данную ему часть наследства, доведший себя до крайней нужды и голода, решается идти домой. Он раскаялся, но понимает, что не имеет права жить в доме отца на прежних условиях. Блудный сын решает для себя справедливым быть только рабом в своем родном уголке. Однако отец судит не по справедливости, а выше ее — по любви. 

И вместо укоризны и отчуждения бедолага оказывается в объятиях отчих, ощущая себя не чужим, а родным и любимым. Этот евангельский рассказ подтверждает, что Бог есть Любовь. Не Он удаляется от нас, но мы уходим от Него, пытаясь построить “свою собственную” жизнь. И когда эта “жизнь” становится невыносима, перед нами встает выбор... Бог не нарушает нашу свободу, но ждет, чтобы свободным выбором стало наше решение быть с Ним навсегда.

После недели о блудном сыне церковным уставом предусмотрен отказ от мясной пищи. Поэтому следующую неделю называют мясопустной. Но она имеет и другое название — о Страшном Суде. В воскресенье за литургией читается Евангелие, в котором Господь напоминает о всеобщем суде, где каждому предстоит дать отчет пред Богом за всю свою жизнь. Это Евангелие должно напоминать христианину, что пост, молитва и добрые дела не сама цель, но только средства к ее достижению. Цель — спасение души, то есть жизнь с Богом.

Многие знают только то, что Великий пост предваряется Масленицей. Действительно, эту неделю называют в просторечии масляной, или по-церковному — сырной. Заканчивается она Прощеным воскресеньем. В этот день Церковь напоминает об изгнании из рая Адама, который олицетворяет все человечество. По христианской традиции пост начинается с примирения друг с другом. Испросив прощения у тех, кого вольно или невольно обидел, а также простив своих обидчиков, христианин вступает на подвиг Великого поста.

Протоиерей Евгений Свидерский
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter