Подъемные краны не знают усталости

Репортаж с «Минск–Арены»
Репортаж с «Минск–Арены»

Территория 16 гектаров, тысячи тонн стали и бетона, тысячи строителей, работающих круглосуточно... Еще до своего рождения «Минск–Арена» успела побить множество рекордов. Причем не только белорусских. Спорткомплекса, равного этому, не будет не только у нас, а и во всей Европе. Впечатляют и сроки строительства: не так давно время «Ч» было перенесено, оставив строителям лишь чуть больше года на то, чтобы возвести уникальное суперсооружение. Успеют ли? И так ли на самом деле уникальна арена?

Когда речь заходит о рекордных темпах строительства, первым делом хочется спросить о качестве работ. Не придется ли будущим поколениям посетителей арены расплачиваться за нынешние стахановские темпы? По мнению строителей, не придется. Впрочем, первые результаты можно будет оценить уже в этом году, когда будет запущен велодром. С него мы и решили начать нашу экскурсию...

Кольцо для Наташи

Разговоры о необходимости строительства велодрома велись давно. Шутка ли: пятикратная чемпионка мира, сильнейшая сегодня трековичка Наталья Цилинская выросла в стране, где много лет нет полноценного велодрома! Тем не менее изначально в плане строительства «Минск–Арены» велосипедное кольцо не предусматривалось. Его добавили позже, по распоряжению Президента. Однако именно эта часть мегастройки будет завершена первой: сегодня здесь уже угадываются будущие трибуны, по ведущим в центральную часть овала подземным переходам уже вовсю снуют муравьи–строители, а почти сформировавшийся «скелет» из полукруглых ферм медленно, но верно обрастает изоляционным покрытием. Как только крыша будет завершена, представители компании «Шурман Архитект» приступят к самому ответственному этапу — укладке полотна. «Это очень сложная и тонкая работа, и мы очень долго выбирали, кому ее доверить, — объясняет заместитель директора комплекса Николай Ананьев. — Немецкая фирма является одним из законодателей велотрековой моды, именно с ее помощью возводился олимпийский велодром в Пекине...» Каким будет белорусский трек, предугадать нельзя: в мире не существует двух абсолютно одинаковых колец. Однако в том, что железобетонный остов, посреди которого сегодня копошатся бульдозеры и в котором лишь начинают проступать заложенные архитекторами черты, будет соответствовать всем мировым стандартам, сомневаться не приходится.

Скорость льда

Попасть с велосипедного овала на овал ледяной просто. Все три части комплекса связаны между собой переходами. Во «вставке» между велодромом и конькобежным центром разместятся тренажерные залы. Строителям, что любопытно, стоило немалых трудов реализовать на практике конструкцию этой «перемычки» — очень уж она хитрая. Кстати, схожие сложности возникают на каждом шагу. «Здесь почти нет прямых линий, — объясняет начальник стройки Сергей Филипов. — Сплошные изгибы, дуги, переходы... Попробуй их выложи из кирпича!» Впрочем, сам конькобежный овал предъявляет к строителям еще более жесткие требования. В современном спорте счет идет порой на тысячные доли секунды. Даже небольшой шов, незначительная погрешность при заливке бетонного основания кольца — «холодной» плиты — может сказаться на скоростных качествах льда, а значит, и на результатах. Не меньшие требования к чистоте воды, из которой будут получать сверхскоростное покрытие, и создающей его морозильной установке. К слову, ее возможностей должно хватить на то, чтобы в любое время года поддерживать идеальное состояние льда не только на конькобежном овале, но и на хоккейной площадке главного здания. Хоккейных площадок в комплексе, между прочим, будет три: посередине ледяного трека, по замыслу организаторов, расположатся два тренировочных поля. Всего же под крышей трех объектов арены можно будет проводить соревнования по 28 (!) видам спорта.

Точность — вежливость инженеров

«Такие объекты раз в жизни бывают, — Сергей Филипов улыбается в усы и, щурясь, осматривает возвышающуюся над нами громадину. — Поверьте мне, каждый из более чем 700 человек, занятых в настоящее время на стройке, оставляет здесь кусочек своей души». Спорить с повидавшим немало масштабных строек профессионалом бессмысленно. Да и в отношении самой хоккейной арены, вокруг которой, собственно, и затевался весь мегапроект, превосходные степени можно, кажется, употреблять бесконечно. Спортивной стройки такого масштаба в Беларуси еще не было, и даже в своем незавершенном виде — до окончания строительства еще больше года — «амфитеатр» впечатляет размерами. Три уровня трибун, первый из которых может автоматически складываться вдоль стен, просторная VIP–ложа... Арены в Мытищах и на Ходынке, «Сазска Арена» в Чехии... Один только список спорткомплексов, черты которых можно будет разглядеть в облике белорусской мегастройки, внушает уважение.

В центре будущей хоккейной коробки (пока она больше похожа не изрытый бульдозерами пустырь) возвышается огромная трубчатая конструкция на бетонном основании. «Это центральное кольцо будущей крыши, — поймав мой недоуменный взгляд, объясняет Филипов. — Представьте себе: сотрудники французской фирмы «Фрейссине», которые занимаются ее возведением, требовали, чтобы погрешность положения кольца относительно окружающих стен и пола не превышала 5 миллиметров». Чтобы поднять и установить 100–тонную конструкцию, пришлось вызывать из Мозыря единственный в Беларуси супермощный кран. Однако и с его помощью соблюсти все нюансы оказалось задачей, близкой к невозможной. Впрочем, требовательность французских инженеров легко объяснить. В соответствии с проектом два сваренных воедино кольца, каждое из которых весит несколько десятков тонн, будут удерживаться в воздухе... лишь стальными тросами. Прибавьте сюда вес лежащей на всей этой «паутине» кровли и информационного «куба» — и такая сверхточность, думается, уже не покажется вам надуманной. Кстати, изначально работавшие на стройке бригады гастарбайтеров в конце концов были заменены на белорусских строителей. Слишком уж велика ответственность и очень уж напряженный график...

«Контролируют каждый шаг: но на подобных сверхсложных объектах пресловутый человеческий фактор может много беды наделать, — начальник участка СУ–20 Михаил Пристормов — один из немногих строителей арены, успевший поработать на всех масштабных белорусских стройках. — Национальная библиотека, реконструкция площади Независимости, строительство торгового центра «Столица»... Везде было сложно, но «Минск-Арена» по своей конструкции для меня как для профессионала гораздо интереснее. Я вообще–то раньше хоккей не особенно любил, но теперь — ей-богу — обязательно буду приходить сюда на матчи!»

Крупные турниры международного значения, для которых, собственно, и возводятся сооружения класса «Минск–Арены», предъявляют высокие требования не только к условиям проведения самих соревнований. Каждый из 15 тысяч зрителей, пришедших на трибуны, должен чувствовать себя комфортно! Как тут не вспомнить пластмассовые стульчики и атмосферу холодильника, знакомые любому белорусскому любителю хоккея? Внутри спорткомплекса должно быть две температурные зоны. Одна — на площадке, вторая — на трибунах, где любой болельщик должен чувствовать себя комфортно даже без теплой верхней одежды.

В подсобке ровными рядами стоят кресла: от шикарного, с подлокотниками, «трона» до знакомой всем нам пластиковой «табуретки». «Вот выбираем, — улыбается Ананьев. — Нюансов тут — целый воз. И шумоизоляция, и расцветка... Например, хоккеисты после чемпионата мира имели много претензий в отношении арены на Ходынке, где в угоду телекартинке решили установить разноцветные сиденья... Мы, скорее всего, будем ставить полумягкие кресла: теплые и удобные. Причем изготавливаться они будут в Беларуси!»

Многоуровневая парковка, связанная с комплексом подземным переходом, суперсовременный пресс-центр, стационарная система телетрансляций, рестораны, кафе, спортивные магазины, фитнес-центр... Под все это будет отведено около 5.000 квадратных метров! Комплексов, сравнимых с «Минск-Ареной» по уровню оснащения и комфорта, во всем мире единицы. По словам строителей, дальнейшая судьба арены и ее окупаемость во многом зависят от того, в каком режиме — спортивном или концертном (в Европе около 70% времени работы подобных комплексов отдано под шоу–программы и выставки) — она будет эксплуатироваться. Однако уже сегодня среди желающих выступить под крышей уникального сооружения (не считая его постоянных обитателей — хоккеистов) значатся известнейшие музыкальные исполнители и участники чемпионата мира по тяжелой атлетике. В жаждущих оценить комфорт трибун недостатка, судя по всему, тоже не будет. Осталось лишь немного подождать...

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter