— Защиту своих детей от заражения мы начали сразу после регистрации первого случая коронавируса в стране, — такими словами встречает нас директор центра Людмила Кондрашова, к слову, врач-инфекционист в прошлом. — Организован полный комплекс санитарно-эпидемиологических мер. И с начала года у нас не было случаев коронавируса. Никто из детей не заболел простудой, среди сотрудников — единичные случаи ОРВИ.

Алина Пригаро из Глуска прошла полный курс реабилитации. Сегодня уезжает с отцом домой. Интересуюсь, не боялась ли она «модного» вируса.
— Вы знаете, здесь нас так натренировали по поводу мер безопасности! — смеется она через маску в цветочки. — На всю жизнь запомню: мыть руки надо не менее 30 секунд, обязательно между пальцев и тыльную сторону!
Для поступающих в центр детей и их родителей организован отдельный вход. Всем измеряют температуру с помощью дистанционных термометров. Ношение масок обязательно. По периметру внутреннего пространства здания установлены локтевые дозаторы с антисептиками. А цветные ромашки на полу напоминают, на каком расстоянии нужно держаться друг от друга — 1,5—2 метра. Помещения, где отпускаются процедуры, обеззараживаются кварцеванием. Все занятия и консультации организованы так, чтобы не допустить близкого контакта больших групп детей и взрослых. Бассейн работает, но плавают там поодиночке.
— Сейчас детям, которые приехали на реабилитацию, повезло вдвойне: людей меньше, а внимания больше, — констатируют сотрудники центра.
Облачив корреспондентов в одноразовые халаты и бахилы, Людмила Кондрашова ведет в кабинеты, где проводятся дистанционные занятия и консультации. Сегодня онлайн-связь налажена с инструкторами-методистами ЛФК, дефектологами, психологом и психотерапевтом. В ближайшем будущем подключатся массажисты и рефлексотерапевты.

В зале ЛФК — два инструктора-методиста: один на коврике показывает упражнение, а второй следит за экраном компьютера. По ту сторону видеосвязи — Яна Зенько из Воложинского района. У девочки ДЦП, она неоднократно проходила здесь курсы реабилитации. Чтобы закрепить положительную динамику, решила воспользоваться дистанционкой. Накануне невролог и ортопед проанализировали ее медкарту, по видеосвязи оценили состояние девочки и составили индивидуальную программу реабилитации.
— Если у ребенка дома есть оборудование — степпер и велотренажеры, утяжелители, шведская стенка, — то выстраиваем занятия с их использованием, — уточняют специалисты.
Заходим в учебный класс, где идут онлайн-занятия с дефектологом-логопедом Инессой Радевич. Максим Исаев из Минска делает пальчиковую гимнастику, с помощью которой развиваются навыки ориентации в пространстве. Как столичный житель, он мог посещать дневной стационар, но его мама сочла лишним риском каждый день добираться в центр на общественном транспорте. Поэтому, когда им позвонили и сообщили о возможности дистанционной помощи, восприняли новшество с энтузиазмом. Особенно нравятся Максиму онлайн-занятия с интерактивной доской. Она помогает развивать фонематический слух, увеличивает словарный запас, улучшает внимание и память.
Дистанционная реабилитация работает третий день. Группа ЛФК уже включает 25 человек, в том числе из Витебска, Гомеля и других регионов. Создается электронная база детей-инвалидов, готовых получать помощь онлайн. Техническую составляющую помогают обеспечивать компании «ЕПАМ» и «Битрикс».
В конце апреля в центре ожидается новый заезд. Исходя из того, сколько детей приедут, сформируют стационарные группы, а остальные ребята будут заниматься удаленно.
kozlovskaya@sb.by