Расширение услуг на дому и онлайн-бронирование лекарств в аптеках: как пожилых ограждают от лишних контактов

Поддержка идет от сердца

Медики утверждают: перед коронавирусом COVID-19 наиболее уязвимы именно пожилые люди. Президент призвал социальные службы мобилизоваться и обратить особое внимание на стариков. «Надо их защитить», — поставил задачу Глава государства и высказал пожелание: люди, которым за восемьдесят, вообще не должны выходить из дома. И уже в пятницу вечером Минтруда и соцзащиты проинформировало, что территориальные центры социального обслуживания населения готовы оказать помощь по доставке продуктов и лекарств одиноким пожилым и инвалидам, чтобы оградить их от лишних контактов. 

В свою очередь, некоторые аптечные сети тоже пошли навстречу пожилым людям и открыли у себя услугу онлайн-бронирования лекарств с доставкой в ближайшую аптеку. Корреспонденты «Р» присмотрелись к новинкам повнимательнее.

Всего в стране 146 территориальных центров соцобслуживания населения, они есть во всех районах. Корреспондент «Р» заглянула во Фрунзенский ТЦСОН Минска, чтобы узнать, что и как меняется в организации соцобслуживания в связи с ситуацией. К слову, Фрунзенский район — самый большой по численности населения не только в столице, но и в стране. Здесь столько же жителей, сколько во всем городе Гомеле. Одних только пенсионеров около 100 000 человек. 

Продукты доставляет соцслужба.

Помощь на дому

Для соцработников, которые оказывают услуги на дому, воскресенье обычно выходной день. Но Анастасия Медведева идет на работу — дополнительно навестить свою подопечную — 84-летнюю Галину Александровну Покропилову. Внимание тут лишним не будет. Бывшая учительница живет одна. У нее есть две дочери, которые часто ее навещают. Но перебраться к ним бабушка отказывается из-за привычки быть одной. Два года назад она сломала шейку бедра, ей протезировали сустав, по квартире передвигается только с помощью ходунков. А еще у нее вторая группа инвалидности по гипертонической болезни. Поликлинику женщина сама давно не посещает, врач приходит к ней на дом. Соцработник навещает три раза в неделю: разогревает еду, заваривает в термосе чай, моет посуду, делает легкую уборку. Сегодня Анастасия несет подопечной подарок, чтобы поддержать ее настроение и иммунитет. 

— Ой, спасибо, у меня вроде все есть, — смущенно благодарит Галина Александровна, когда Анастасия раскладывает фрукты, зефир, мармелад, пряники в кухонные шкафчики. — Зачем вы так много накупили всего? 

Фрукты для укрепления иммунитета.

Хозяйка немного рассказывает о себе. 

— 38 лет я отработала в школе, вела уроки белорусского языка и литературы, накопила много болячек, очень хочется уединения и полной тишины, — объясняет свой выбор Галина Александровна. — Раньше все свободное время проводила за вышиванием, — женщина указывает на стены комнаты, сплошь увешанные живописными цветными панно, — теперь вот зрение сильно подводит, пришлось забыть об иголке. Радио в основном слушаю.

На вопрос, следит ли она за новостями о коронавирусе, Галина Александровна утвердительно кивает.

Анастасия Медведева разогревает пищу для своей подопечной.
— Дети в основном мне об этом рассказывают, — улыбается старушка. — Просят, чтобы руки мыла почаще. Но мне-то в 84 года чего уже бояться, я ж никуда не хожу. Тревожусь за молодых, которые работают, ответственны за все. Огорчает, что есть те, кто паникует. Разве сейчас война? Я знаю, что такое война. Помню, как мы в жите всей семьей прятались от немцев… Вот это было страшно…

К спросу готовы

В здании Фрунзенского ТЦСОН неожиданно застаем директора Елену Свирид. Свое присутствие в выходной день руководитель объясняет так:

— Помощь на дому наш центр обычно осуществляет только в рабочие дни, но в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой теперь организовано дежурство по выходным, чтобы заявки от пожилых людей можно было принимать без перебоев. 

Звонков пока поступает мало, люди в основном интересуются условиями оказания помощи на период ситуации с коронавирусом. Доставят ли, например, продукты пенсионерке, если она живет в Минске, а ее дети в другом городе? Доставят! Сами соцработники уже обзвонили около полусотни адресов с предложением услуг по доставке продуктов и лекарств.

— Большинство пожилых отвечают, что справляются сами, и даже удивляются, — говорит Елена Валерьевна. — А когда объясняем, что это в связи с коронавирусом, слышим типичный ответ: «Ничего, мы войну пережили, голод послевоенный…» Многие не выходят из дома, а продукты и лекарства им приносят родственники, знакомые, соседи.

Сейчас на условиях договоров с ТЦСОН помощь соцработников на дому получает более полутысячи человек. Но число желающих воспользоваться услугой по доставке продуктов и лекарств может вырасти в разы. В базе центра значится более 2,3 тысячи одиноких пожилых, у которых нет близких родственников. Еще более 7000 имеют детей, но проживают одни. На случай повышенного спроса ТЦСОН оперативно разрабатывает организационные алгоритмы. А хватит ли для этого кадровых ресурсов? Соцработников в штате центра 60 человек. 

— Мы уже начали работу по временному перепрофилированию, — рассказывает директор. — Дело в том, что в связи с эпидситуацией посещаемость наших отделений дневного пребывания для инвалидов и пожилых резко снизилась, до 90 процентов подопечных предпочитают оставаться дома, поэтому мы временно приостанавливаем работу полустационарных отделений, а работников, которые там заняты, переключаем на помощь на дому. Также для доставки продуктов и лекарств, решения вопроса с рецептами можем привлекать и специалистов по социальной работе.

Если ТЦСОН не будет справляться своими силами, подставят плечо волонтеры. Районная организация Белорусского общества Красного Креста уже выразила готовность помочь своими добровольцами. Обсуждается также возможность поддержки бесплатными продуктами питания с благотворительной организацией «АДРА Беларусь». Речь идет об одиноких пенсионерах с низким уровнем дохода. 

Интересуюсь, защищаются ли сами соцработники от передачи инфекции и предпринимают ли меры по защите своих подопечных пенсионеров. 

— Медицинские маски центр закупил, — сообщила Елена Свирид. — Как и дезрастворы, перчатки. 

ЦИФРА

По данным Минтруда и социальной защиты, в Беларуси 830 000 одиноко проживающих граждан и инвалидов. Из них почти у 160 000 нет близких.

kozlovskaya@sb.by

Рецепт безопасности

Уже более 1000 заказов: мы посмотрели, как работает онлайн-бронирование лекарств с доставкой в ближайшую аптеку

Каждый день Минздрав оценивает обстановку с распространением коронавирусной инфекции в стране, обновляет данные о заболевших и выздоровевших и уверенно называет ситуацию контролируемой. Однако простых правил безопасности придерживаться все-таки стоит, например, поменьше находиться в людных местах. Особенно это касается пожилых, входящих в группу риска. Но что для этого нужно? 

Министр здравоохранения Владимир Караник сообщил, что в стране могут разрешить доставку безрецептурных препаратов из аптек на дом. Аптечные сети ADEL и «Добрыя лекi» уже запустили единый сервис онлайн-заказов с доставкой лекарств в ближайшую аптеку. Наш корреспондент посмотрела, как он работает.

Шаг 1: пенсионерка Зинаида ЛОБАНОВСКАЯ заранее составила список лекарств, которые бронирует по телефону.

На расстоянии звонка

Зинаиде Лобановской 85 лет. Еще у порога квартиры она протягивает нам с фотографом маски и антисептик для рук — безопасность превыше всего. Пенсионерка живет одна, но ее часто навещают внуки и племянники, поэтому лекарства и продукты в случае чего есть кому принести. Зинаида Демьяновна признается: напрягать родных не хочется, поэтому новая услуга наших аптек пришлась ей как нельзя кстати. 

— Я уже и список лекарств составила, — протягивает листочек с пятью позициями пенсионерка. — Например, корвалол пью, чтобы быстрее уснуть, валидол — для сердца, а то оно в последнее время шалит. А вот йодом помидоры подкармливаю, они так растут быстрее — вон у меня сколько рассады на подоконниках!

Чтобы забронировать нужные лекарства, Зинаида Демьяновна звонит в кол-центр по номеру (8–029) 683-87-87. 

— Здравствуйте, в какой аптеке интересует наличие лекарств? — трубку берет оператор Юлия. 

Узнав адрес пенсионерки, сообщает: ближайшая к ней аптека находится на проспекте Независимости, 179. А дальше принимает заказ: ибупрофен, йод, корвалол, валидол — все это есть в наличии, забрать можно хоть через пару минут. А вот последней позиции в списке — порошка для суставов — в указанной аптеке не оказалось. 

— Мы можем его для вас привезти. В какое время хотите забрать? — уточняет оператор. 

— Через 40 минут, — прикидывает Зинаида Демьяновна.

— Хорошо, организуем для вас перемещение в эту аптеку. Провизор будет ждать у специальной кассы: сообщите ему, что делали заказ по телефону, и назовите свою фамилию. Спасибо за звонок, будьте здоровы.

Пенсионерка кладет трубку и удивленно спрашивает: 

— Так быстро? Я теперь всегда буду по телефону заказывать, это же очень удобно, в очереди стоять не надо, да и цены сразу называют — подготовлю оплату без сдачи.

Шаг 2: курьер отдает нужное лекарство провизору аптеки.

Удобство онлайн

Пока наша героиня собирается за заказом, уточняю у Юлии Шпак, руководителя направления PR и коммуникаций ООО «Управляющая компания холдинга «Аптека групп», как система работает изнутри. Оказывается, в пункты выдачи онлайн-заказов лекарств, медицинских товаров и техники превратилось более 316 аптек по всей стране. Сразу после звонка оператор в специальной базе ищет, где в избытке есть нужный препарат (в нашем случае — порошок для суставов), и направляет туда курьера. Он забирает лекарство, перевозит его в термобоксе и отдает вместе с накладной провизорам аптеки. Удобство такого метода переоценить сложно, ведь покупателю больше не приходится колесить по городу в поисках нужного препарата. Кстати, услугой онлайн-бронирования за пару дней воспользовалось более 1000 человек. Особенно она пользуется спросом у жителей маленьких городов: теперь им не нужно ездить аж в областные центры, чтобы купить редкое лекарство.

— Чтобы сократить перемещение людей по городу, мы предлагаем выбрать любую ближайшую аптеку обеих сетей. Электронная система автоматически формирует карточку заказа при онлайн-бронировании на сайте apteka-adel.by — провизору останется только нажать на кнопку, чтобы пробить чек, — объясняет Юлия. — В большинстве аптек выделены специальные кассы для оплаты броней. Это в среднем в три раза повысит скорость расчетов за онлайн-заказ и тем самым втрое сократит время пребывания в аптеке. Покупателю потребуется от 30 секунд в обычное время и до двух минут в пиковые часы. Система онлайн-бронирования встроена в сайт аптечной сети ADEL — после наполнения виртуальной корзины можно выбрать ближайшую аптеку на карте. Для старшего поколения предусмотрено бронирование по телефону.

— А с рецептурными препаратами как быть? — уточняю.

— Их тоже можно заказать онлайн, просто в кассе покупатель должен предоставить бумажный или электронный рецепт провизору. 

Шаг 3: Зинаида Демьяновна забирает свой заказ в ближайшей аптеке и признается, что очень довольна новой услугой. 

Успеть за 19 секунд

Тем временем мы неспешным шагом отправляемся к ближайшей аптеке — добираться до нее минут 15. Зинаида Демьяновна возможности прогуляться очень обрадовалась: говорит, из-за вируса родные сильно переживают за ее здоровье, поэтому просят не выходить надолго. 

— Добрый день, я бронировала заказ по телефону на фамилию Лобановская, — у дверей аптеки пенсионерку встречает администратор и проводит к специальной кассе, где нет очереди.

Дальше включаю секундомер: оплата наличными без сдачи, чек, пакетик с заказом — на все про все ушло 19 секунд. Ради эксперимента покупаю тот же набор лекарств уже оффлайн — время у кассы увеличивается до трех минут.

— Очень довольна сервисом, даже не думала, что все будет так просто, — Зинаиде Демьяновне, похоже, эксперимент пришелся по душе. — И хорошо, что это работает не только через интернет, но и по телефону: теперь заказывать онлайн могут все пенсионеры. 

КСТАТИ

Получить пенсию, оплатить коммунальные платежи, отправить почтовые отправления и выписать печатные СМИ теперь можно на дому. Для этого нужно обратиться в обслуживающее отделение почтовой связи или подать заявку на выплату пенсии (пособия) на дому через контакт-центр РУП «Белпочта» по телефону 154. 

glushko@sb.by 

КОМПЕТЕНТНО

Надежная защита

Ирина КОСТЕВИЧ: «Услуги соцслужбы по доставке одиноким пожилым людям продуктов и лекарств будут бесплатными»

Доставлять продукты, медикаменты и предметы первой необходимости для одиноких пожилых и инвалидов будут безвозмездно, сообщила на брифинге для журналистов министр труда и соцзащиты Ирина Костевич. Эту услугу будут оказывать, пока сохраняется неблагоприятная эпидемиологическая ситуация, а завершат, когда рекомендации медиков по ограничению посещения общественных мест утратят актуальность. 

Заявки от одиноких граждан принимаются с 9.00 до 18.00, в том числе в выходные, по специально выделенным в каждом городе телефонам. Номера размещены на сайтах Министерства труда и соцзащиты, комитетов по труду, занятости и социальной защите, территориальных центров социального обслуживания населения. 

Договор оказания услуг с ТЦСОН оформлять не нужно. Этим временная услуга доставки продуктов на время эпиднеблагополучия отличается от комплексного социального обслуживания на дому, которое помимо доставки продуктов и лекарств предусматривает и уборку помещений, оплату коммунальных расходов, сопровождение в учреждения здравоохранения, а на селе — растопку печей, доставку воды, уборку придворовой территории. Комплексным соцобслуживанием сегодня пользуется более 95 000 нетрудоспособных граждан. 

Чтобы исключить случаи мошенничества в отношении пожилых, помощь организована по специальному алгоритму. После поступления телефонной заявки пожилого гражданина информируют о времени прихода соцработника или волонтера, сообщают его имя и фамилию. Прибывший работник обязан предъявить документ, удостоверяющий личность. После посещения магазина заявителю предоставляют продукты, товарные чеки и сдачу, человек, в свою очередь, дает расписку, что он все это получил. 

— Бесплатной является сама доставка, — уточнила Ирина Костевич. — Приобретение продуктов и медикаментов осуществляется за счет средств граждан.

Чтобы исключить передачу инфекции, организован жесткий контроль состояния здоровья соцработников. Они два раза должны измерять температуру тела — в начале и конце рабочего дня, что фиксируется в журнале учета. Их обеспечивают медицинскими масками, перчатками, растворами для дезинфекции рук. 

В выходные уже поступали первые заявки, сообщила министр. Больше всего услуга оказалась востребована в столице. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter