Поддержка экономики: системно, с перспективами

Комплекс мер по поддержке экономики позволит не просто пережить трудный период, но и максимально использовать новые возможности для усиления позиций страны на мировой арене

Взвешенный и прагматичный подход всегда отличал внешнюю и внутреннюю политику Беларуси. Устойчивость экономики и стабильность ее развития — основной приоритет белорусской экономической политики. Так было раньше, например в период коронакризиса, так будет и дальше, несмотря ни на какие санкции. Мы не изменяем своим принципам.

Антисанкционные меры направлены не на то, чтобы навредить санкционщикам, а исключительно на то, чтобы улучшить положение отечественных производителей. 

«Чрезвычайщины никакой» 

Сегодня мы наблюдаем целенаправленное разрушение сложившегося порядка в структуре международных экономических отношений. Западные страны разваливают свою экономику только для того, чтобы нарушить и затормозить развитие России и Беларуси. Страдают от этого все. И если с ответом на вопрос, кто виноват, мы ранее уже определились, то самое время определиться с вопросом «что делать». Замечательный ответ на него дал наш Президент: «Чрезвычайщины никакой сейчас. Обострения — никакого. Сейте, убирайте, когда придет время, женитесь, выходите замуж, рожайте детей, кушайте, выпивайте, но в меру, чтобы голову не потеряли. Живите обычной жизнью». 

Вместе с тем руководство нашей страны не закрывает глаза на возникшие вызовы и угрозы. Принимаются все необходимые и достаточные меры как на внешнем, так и на внутреннем контуре. Но принимаются спокойно и последовательно, без метаний и истерики. Все решения Главы государства и Правительства направлены на продвижение интересов Беларуси с учетом возникающих угроз и открывающихся возможностей. 

14 марта Глава государства подписал Указ № 93 «О дополнительных мерах по обес­печению стабильного функционирования экономики». Данный законодательный акт направлен на повышение внутренней устойчивости экономики, включая обеспечение макроэкономической и бюджетной стабильности, в условиях беспрецедентного санкционного давления, связанного с введением иностранными государствами ограничительных мер в отношении Республики Беларусь. Предусмотрен комплекс мер, включающих оказание поддержки реальному сектору экономики, сохранение сбалансированности бюджета и реализацию ответных мер на недружественные действия зарубежных партнеров. Никакой чрезвычайщины. Просто напряженная работа. 

Меры поддержки в первую очередь будут касаться отраслей и отдельных организаций реального сектора, оказавшихся под наиболее серьезным влиянием негативных факторов. Актуализированы и приведены в соответствие с требованиями времени правила относительно установления сроков уплаты дивидендов за 2021 год, определения особенностей уплаты НДС и акцизов при реализации белорусских нефти и нефтепродуктов, изменения сроков уплаты налогов, сборов (пошлин), иных платежей в бюджет, размера платы за предоставление гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь, размера базовой арендной величины, переноса приходящихся на 2022 год сроков исполнения обязательств по бюджетным ссудам (займам), исполненным гарантиям Правительства и местных исполнительных и распорядительных органов, сохранения государственной поддержки и другое. Это может существенно улучшить финансовое состояние организаций как государственной, так и негосударственной формы собственности, особенно в связи со скорым прекращением действия Указа № 143 «О поддержке экономики». Хорошо просматривается преемственность этих нормативных актов, а значит, работа по поддержке экономики носит не ситуативный, а системный характер.

Противодействие санкциям

Указом предусматриваются также меры в инвестиционной, бюджетно-финансовой и налоговой сферах. Предусмотрена возможность неприменения банками штрафных санкций по кредитным договорам экспортеров, продлевается действие Указа Президента Республики Беларусь от 12 мая 2020 г. № 159 «О пересчете стоимости активов и обязательств», освобождаются от налога на добавленную стоимость операции с мерными слитками и ограненными драгоценными камнями, предусмотрены меры по оптимизации и сокращению непервоочередных расходов республиканского и местных бюджетов, Правительству предоставлены более широкие полномочия по принятию решений, связанных с исполнением бюджета.

Ряд положений указа направлены на противодействие санкционному давлению. Так, «в случае введения со стороны недружественных стран ограничительных мер, которые предполагают фактическое «замораживание» реализуемых на территории Республики Беларусь инвестиционных проектов, приостановку их финансирования, лишение технической возможности проведения расчетов по государственному долгу в иностранной валюте, Министерству финансов, банкам-агентам, иным юридическим лицам предоставляется право по решению Совета Министров (его Президиума) обеспечивать исполнение обязательств перед такими странами в национальной валюте». Кроме того, предусматривается предоставление Совету Министров (его Президиуму) права вводить сбор за досрочное расторжение договоров (кредитных, арендных и т.п.), инициированное иностранными организациями или гражданами из государств, принявших решение о введении специальных мер (санкций) в отношении белорусских юридических и физических лиц. С целью предотвращения вывода капитала из страны устанавливается запрет на отчуждение участниками (акционерами) юридических лиц Республики Беларусь, ... долей (акций) в уставных фондах таких юридических лиц, и предоставляется право Совету Министров (его Президиуму) на установление повышенной ставки налога на доходы иностранных организаций в отношении таких возможных выплат (дивиденды, роялти, процентные доходы и т.п.).

Заметим, антисанкционные меры направлены не на то, чтобы навредить санкционщикам, а исключительно на то, чтобы улучшить положение отечественных производителей. Принимаемые меры расширяют возможности отечественных предприятий, а не ограничивают их, как это делают западные «демократии», запрещающие своим компаниям выгодно торговать. Контрсанкционные меры принятого Указа носят условный характер, т.е. будут срабатывать только при условии недружественного поведения контрагентов, а значит, нет необходимости их потом отменять. Они гармонично встраиваются в систему мер общей экономической политики, не ломая, а адаптируя ее к новым условиям. Это прагматичный подход. Как всегда, спокойно и рассудительно. 

Развитие страны в новых условиях 

Указом Президента расширены полномочия Правительства, что позволит оперативно реагировать на изменения макроэкономической и международной ситуации, принимать решения, направленные на обеспечение стабильной работы реального сектора экономики, рационально перераспределять бюджетные средства и обеспечивать своевременное выполнение социальных гарантий перед гражданами. Сбалансированная система государственного регулирования экономики давно стала необходимостью. Рыночные механизмы не могут обеспечить стабильность экономического развития. Сегодня уже очевидно, что если государство не управляет своей экономикой, то это делает кто-то другой (другое государство, международные корпорации, олигархи, криминал). Новые условия, в которых мы оказались не по своей вине, требуют соответствующих мер, способных обеспечить защиту и продвижение национальных интересов Республики Беларусь. 

Необходимо отметить, что утвержденный Указом № 93 пакет внутренних мер по обес­печению стабильного функционирования экономики стал органичным дополнением к пакету внешних договоренностей о взаимной поддержке экономики с Российской Федерацией, достигнутых 11 марта главами наших государств Александром Лукашенко и Владимиром Путиным. А значит, можно говорить о последовательном, комплексном и всестороннем подходе к решению задач развития нашей страны в новых условиях. В этом основное отличие белорусской модели социально-экономического развития и наше основное конкурентное преимущество. 

Сегодня перед нашей страной стоит задача не просто пережить трудный период, но и максимально использовать новые возможности для усиления позиций Республики Беларусь на мировой арене. Возникшие трудности мы, несомненно, преодолеем, а принятые меры позволят экономике стать еще более устойчивой.

Василий ГУРСКИЙ, директор Института экономики НАН Беларуси, доктор экономических наук, доцент.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter