Поддержанное положение

Читатели спорят о льготах: кому они нужны и в каком виде
Читатели спорят о льготах: кому они нужны и в каком виде


«В достаточно зрелом возрасте — 37 лет — моя младшая сестра родила ребенка. Без мужа. Так уж сложилась, а точнее, не сложилась личная жизнь. Когда дочурке исполнилось полтора года, сестра вынуждена была выйти на работу. Она работает инженером на обувной фабрике, дела там идут неважно, зарплата у работников мизерная. В 2002 году сестра как малообеспеченная получала субсидии на оплату коммунальных услуг, но осталась без пособия на ребенка, так как ее доход на несколько тысяч превышал прожиточный минимум. В 2003 году ей выплачивали «детские», но по сумме зарплаты и пособия отказали в жилищной субсидии. На сегодняшний день у сестры зарплата 184 тысячи рублей, а по сумме совокупного дохода за прошлый год ей не полагается пособие на ребенка.

Прекрасно понимаю, что редакция не может увеличить зарплату или выплатить «детские». Я просто хочу еще раз обратить внимание, как это принято говорить, общественности и чиновников на положение одиноких матерей. О многодетных семьях говорят много, о тех, где воспитываются дети–сироты, тоже. А об одиноких женщинах, которые решились иметь единственное счастье в жизни — ребенка, почему–то вскользь.

Раиса Николаевна, Барановичи».


«Пишет вам мать троих сыновей. После статей о многодетных семьях, где родители живут за счет детских пособий, не работают, пьют, пренебрегают своими родительскими обязанностями, на душе остается камень. Может, я и не права, но думаю, что государство само разбаловало таких родителей. Зачем им выплачивать пособия, ведь дети все равно этих денег не видят? И вообще, я против всяческих льгот и «делений по категориям». Все люди должны быть одинаковы. А то, получается, раз у меня трое детей — мне льготы положены. А у кого один ребенок, два, то нет. Льготы — это лишь потакание иждивенческим настроениям общества. Прежде чем назначить льготу, нужно узнать, зачем она человеку. Может, он ленится работать, но при этом хочет жить красиво за счет государства? Или же ему самому послабления ни к чему, но есть желание... помочь таким образом детям и внукам? Поймите меня правильно, я пишу не со зла. Просто в жизни немало таких примеров.

В.ГАРКУН, Дзержинский район».


Вместо комментария

Да, речь снова пойдет о льготах. А что делать, если письма именно на эту больную тему в редакцию приходят каждый день? Один из материалов по «льготной» теме назывался: «Льготы для статистики. Отменяются». После его выхода редакционные телефоны едва не задымились от звонков возмущенных читателей: «Как отменяются? Кто принял такое бездумное решение, ведь нам без этих льгот — хоть ложись в гроб и помирай». А суть–то публикации сводилась к тому, о чем косвенно идет речь и в приведенных письмах: о том, что следовало бы упорядочить государственные преференции, об индивидуальном, избирательном характере их предоставления. И ни слова об отмене как таковых.

Кто имеет право, скажем так, частично жить за государственный счет и в каком виде должны предоставляться льготы: в денежном или «натуральном»? Именно об этом хотелось бы поговорить. Потому и письма подобраны разноплановые и в то же время типичные. Сестра Раисы Николаевны — трудоспособная и здоровая женщина, а не может обеспечить себя и дочь без поддержки со стороны. В.Гаркун, представительница, кстати, категории льготников, — против всяческих послаблений: «Все должны быть равны». Игорь Шарапов — за льготы, но в наличных деньгах. В общем, сколько людей нуждается в поддержке своего материального и бытового положения, столько и мнений. Я взяла на себя смелость искать ответы среди тех, кого государственные преференции заботят мало. Пока. Благо писем на ту же тему от молодых да ранних в нашей почте достаточно.

Одиннадцатиклассник минской школы Юра Бондарев, мечтающий стать юристом, свой ответ не аргументировал, мол, и так понятно: «Материальные преимущества должны быть только у нетрудоспособных инвалидов и участников войн». У Сергея Б., инвалида детства 23 лет от роду свой взгляд на проблему: «При любой системе льгот было, есть и будет много лжельготников, имеющих липовые «корочки». По той простой причине, что подделать удостоверения, дающие право, например, на бесплатный проезд, все же легче, чем подделать деньги. Поэтому я за «живые» деньги. Но опять–таки: не за все положенные по «статусу» льготы, а за те, которыми действительно пользуешься. Я знал, например, льготников, которые брали бесплатные или за половину стоимости лекарства, а потом продавали знакомым».

«В «СБ» же и читала, что у нас то ли 2,5 миллиона, то ли вдвое больше людей пользуются различными видами льгот, — высказалась по поводу студентка Елена Стрень из Новополоцка. — Вы только вдумайтесь в эту цифру! Сомневаюсь, что можно проконтролировать, строго учесть распределение и использование льгот, когда в стране столько льготников. Посмотрите вокруг: сколько случаев, когда халявные блага банально пропиваются. Зато те, кому нужна хотя бы разовая поддержка, ни за что не попадут в разряд нуждающихся».

«Думаю, обсуждать, кому положены льготы, а кто и без них может обойтись, по меньшей мере некорректно, — считает «молодой, но думающий человек» Сергей Полейко из Гомеля. — Государство помогает тем, кто в этом нуждается. А что будет, если всех «уравнять»: пенсионеров и бизнесменов, инвалидов и здоровяков, многодетных и бездетных по собственному желанию? Почему бы этот вопрос не задать тем, кому «льготное» положение соседа не дает покоя? Может быть, тогда в старой песне о льготах появится новый куплет?»

С общественным мнением знакомилась Валентина МОХОР, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter