Поддержание баланса

Об отношениях Китая и США

За отношениями Китая и США сегодня внимательно следит весь остальной мир. По большому счету, это ось, вокруг которой вращаются и международные отношения, и особенно мировая экономика. Только что завершилась поездка вице–президента США Джозефа Байдена в Китай, Монголию и Японию. Самым продолжительным (шесть дней, что для американского вице–президента — серьезный заграничный срок) оказался визит в Китай, который многие обозреватели назвали «ознакомительным и убедительным».


Знакомился Д.Байден (а через него — и весь американский истеблишмент) с китайским вице–президентом Си Цзиньпином, который, как ожидается, в следующем году сменит нынешнего руководителя КНР Ху Цзиньтао. В связи с этим деятельность Си Цзиньпина становится все более заметной как внутри страны, так и за рубежом, а СМИ освещают ее все активнее. Для установления теплых личных отношений Д.Байден приехал с внучкой — она изучает китайский язык, и вряд ли это случайный выбор. Кстати, дочь самого Си Цзиньпина учится в Гарварде (как утверждают американские источники, под псевдонимом).


Для Д.Байдена это второй визит в Поднебесную, но без преувеличений можно сказать, что современный Китай он видит впервые. Потому что первый раз молодой конгрессмен Байден приезжал в Пекин 32 года назад в составе первой после установления дипломатических отношений американской парламентской делегации. С тех пор изменился Китай почти до неузнаваемости, мир — весьма существенно, но Соединенные Штаты по–прежнему считают, что мир вращается вокруг них. Понимание, что это уже не так, приходит тяжело и с запозданием...


Главный пункт повестки дня визита Д.Байдена в Китай — убедить главного кредитора США (а в китайских золотовалютных резервах американских ценных бумаг на 1,17 трлн. долларов), что дефолта не будет, что американские бумаги по–прежнему котируются и избавляться от них нет никакой необходимости. Во время выступления в Сычуаньском университете Д.Байден гарантировал безопасность китайских инвестиций в США и подчеркнул, что «Соединенные Штаты никогда не прибегали к невыполнению долговых обязательств и не прибегнут». Чтобы эти заверения звучали по–настоящему убедительно, перед началом визита США заявили о том, что отказали Тайваню в приобретении новых истребителей F16. Да и давление с их стороны по поводу ускорения ревальвации юаня заметно ослабло. Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао снисходительно похлопал Байдена по плечу и выразил уверенность в том, что США смогут преодолеть трудности и вернуться на «рельсы здорового роста». Эта оценка — позитивная и на перспективу — влияет на мировые рынки, это прекрасно понимают и в Вашингтоне, и в Пекине. Вообще во время этого визита чаще других звучало слово «уверенность».


Жизнеспособная экономика подразумевает активную политику — международную и региональную. Одна из целей визита Д.Байдена — продемонстрировать, что США остаются активным политическим игроком в Азии и готовы отстаивать и защищать свои «национальные интересы» в этом регионе с прежним рвением.


После шести дней в Китае шесть часов, проведенных Д.Байденом в Монголии, кажутся мелочью. Но если учесть, что прежний визит американского вице–президента в Монголию состоялся в 1944 году, то и этот короткий заезд имеет значение. Он похвалил Монголию за приверженность демократии (возможно, в пику соседнему Китаю) и выразил заинтересованность американских компаний в разработке природных ископаемых.


Природные ископаемые — основная причина активизации международных связей Монголии. За возможность разрабатывать здесь богатые залежи борются компании из Китая, России, Японии, США и Австралии. Правда, визиту Д.Байдена в Улан–Батор радовались не все. На пути его кортежа стояли люди с плакатами «Янки, руки прочь от Монголии!» и «Привет, Джо, нет ядерным отходам, иди домой». В прессу просочились слухи о секретных переговорах между Монголией, США и Японией о возможности использовать пустынные территории Монголии для складирования ядерных отходов с АЭС США и Японии. Правительство факт проведения переговоров отрицает, но по старой советской привычке народ таким заверениям верит не слишком.


Визит Д.Байдена в Японию был кратковременным и имел прежде всего гуманитарные цели — он посещал места и людей, пострадавших от разрушительного мартовского землетрясения. Но, как отмечают специалисты, не приехать сюда Байден не мог: Япония — главный союзник США в Азиатско–Тихоокеанском регионе, и этим статусом дорожит. Если бы американский вице–президент не приехал в Токио после Пекина, это вызвало бы недовольство и подозрения насчет изменения баланса сил. А так все довольны.


Хотя, по большому счету, баланс сил, конечно, меняется, и Китай набирает все больший вес. И процесс этот необратим. Пусть и не всем в регионе, да и в мире это нравится.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter