Участились случаи покупки нашими гражданами за границей фальшивых прав

Поддельный интерес

Казалось бы, «почти настоящие» водительские удостоверения — криминальный рудимент. А на деле это сейчас для некоторых дельцов доходный, хоть и криминальный, бизнес. Причем спросом пользуются многие «бумажки». На что рассчитывают их покупатели?

Фото Антона Степанищева

Любые корочки за три дня

Недавно в Витебске рассмотрели любопытное уголовное дело. На скамье обвиняемых — 32-летний житель областного центра. Вместо того чтобы получить водительское удостоверение законным путем, он пошел в обход. Подробностями делится Антон Зыков, заместитель прокурора Витебска:

— Инцидент произошел в областном центре. Сотрудники межрайонного отдела ГАИ остановили «жигули» и попросили водителя предъявить документы. Тот послушался, но во время разговора с инспекторами настолько нервничал, что вызвал подозрения. 

Переживать было из-за чего: права оказались липовыми. Но ответственность за их использование, однако, самая настоящая. Осознавал ли витебчанин, что игры с законом всегда заканчиваются одинаково плохо? В суде горе-водитель полностью признал свою вину. На вопрос, понимает ли он, каким образом получают водительские права, кивал: «Да, нужно идти в автошколу, потом в ГАИ — сдавать теорию и вождение». Но тут же фигурант дела заявил: ­думал, что документы продали настоящие. Подделку наш сооте­чественник приобрел в России, продолжает Антон Зыков:

— С начала этого года судом ­рассмотрено восемь аналогичных уголовных дел. И все как под копирку. Отправляясь в Россию за длинным рублем, например на стройку, некоторые наши граждане возвращаются домой уже с документами-подделками. 

Прямо на стройке к гастарбайтерам подходят посредники, предлагая недорого и быстро стать «лошадными». Стоимость фальшивки не великий секрет. Узнать, о какой сумме речь, можно даже через интернет. Для жителей и гостей Российской Федерации там открыто предлагают «корочку за три дня» от 300 до 1500 белорусских рублей. Есть даже перечень лиц, которым, якобы, не обойтись без такой услуги. Это новички, у которых нет времени и желания проходить обучение, туристы (им сулят международные права), «лишенцы», профессионалы, которым срочно нужно открыть допкатегорию, специалисты с работой, но без допуска к спецтехнике… Попасться на удочку аферистов легко. Основной аргумент для иностранцев — в их родной стране подделку никак не вычислить. Это далеко не так, отмечает собеседник:

— Оперативное взаимодействие правоохранительных органов Беларуси и России налажено. Шанс, что фальшивое водительское удостоверение останется в тени, стремится к ­нулю.

Вот и в описанном выше случае белорусские инспектора сразу же обратились за помощью к смоленским коллегам. Итог мы уже знаем. Житель Витебска ответил перед законом по части 1 статьи 380 Уголовного кодекса — за подделку, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков. Наказание — штраф 40 базовых величин, или 1080 рублей. 

«Ураган» против

В Правилах дорожного движения четко прописано, что водители обязаны иметь при себе и по требованию сотрудников Госавтоинспекции предъявлять водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства и страховку. На сегодня водительское удостоверение — документ, который подделывают чаще всего, вводит в курс дела Руслан Бабакин, начальник межрайонного отдела ГАИ УВД Витебского облисполкома:

— Фальшивки обычно используют водители, по тем или иным причинам лишенные права управлять транспортными средствами. Черный рынок таких документов в 99 процентах приведет в Российскую Федерацию. Случаи, когда липу сделали на территории нашей страны, практически исключены. Причина — в базе данных по правонарушениям, благодаря которой вся история автомобиля и водителя как на ладони.

На инструктажах сотрудникам ГАИ объясняют, как определить подделку. В первую очередь, внимание на качество фото: размытость, размер… Данные владельца машины тоже подвергают тщательной проверке. Иногда выявить нарушителя реально уже на этом этапе, замечает собеседник:

— Так, недавно наш сотрудник остановил водителя и, проверяя документы, сверил информацию в водительском удостоверении и паспорте. При одной и той же фотографии отчество и год рождения в этих документах не совпадали.

По словам Руслана Бабакина, портрет любителя подделок таков: мужчина до 40 лет, безработный либо скрывающий источники дохода, ранее уже привлекавшийся к ответственности за нарушение ПДД. При определении меры наказания по статье 380 Уголовного кодекса все это будет иметь значение. Попадись такой беспредельщик за рулем второй раз — только штрафом или исправительными работами дело не ограничится. Санкция статьи предусматривает лишение свободы на срок до трех лет.

Бороться с бесправниками помогает система «Автоураган». Задача и фишка прибора в том, что в потоке он определяет регистрационный знак, сверяет с базой и подает сигнал, если машина подозрительная. Такой точечный контроль позволяет вычислять тех, кто не имеет права садиться за руль. Далее выявить в ходе проверки поддельные документы — дело техники. 

Осторожно, двойники

Приобретая машину, мы обычно смотрим на ее технические характеристики и свои финансовые возможности. Вместе с тем не исключена вероятность нарваться на авто с криминальным прошлым. 

В  Полоцке при постановке на учет Audi A6 у сотрудника отдела ГАИ местного РОВД возникли сомнения в подлинности идентификационного номера. Экспертиза, проведенная Новополоцким межрайонным отделом Госкомитета судебных экспертиз, подтвердила: ­VIN-номер машины изменили. Часть маркируемой панели с первичным идентификационным номером удалили, вварив на ее место панель с авто-«донора». Позже милиция установила, что иномарка — в розыске.

В Орше в поле зрения ГАИ попал Hyundai Solaris. Свидетельство о его регистрации образца Российской Федерации оказалось липой. Бланк был изготовлен не предприятием, а кустарно — на цветном струйном принтере. VIN-номер машины был нанесен на пластину, приваренную к кузову в месте идентификационного маркировочного обозначения. Под пластиной нашли следы от абразивного инструмента. Им срезали слой металла с номерной площадки, частично уничтожив знаки маркировки. На узлах и агрегатах Hyundai Solaris эксперт выявил оригинальные номера, а следом и номер кузова. Этот автомобиль тоже разыскивали. 

Как не остаться при покупке и без денег, и без средства передвижения? Отвечает Наталья Романова, главный специалист по работе со СМИ управления Государственного комитета судебных экспертиз по Витебской области:

— Автомобили-«двойники» имеют одинаковый внешний вид, государственный номерной знак, технические данные и документы, но только один из них — подлинный. Поэтому при покупке следует досконально узнать историю машины. В помощь — сетевые сервисы по проверке VIN-номера. Также можно обратиться к экспертам, которые используют специальные знания и методики. Рекомендуется не покупать автомобиль по доверенности, а только с заключением договора купли-продажи. При этом в договоре нужно указывать полную стоимость машины, что позволит при необходимости обратиться в компетентные органы. 

В ТЕМУ


Николай Якушкин, главный внештатный медицинский психолог Витебской области:

— Когда человек сознательно идет против правил, он руководствуется рациональным либо магическим мышлением. Первое — это холодный математический расчет, четкое представление, стоит ли овчинка выделки. Магическое же мышление подразумевает слепую веру в чудо. Якобы именно этому человеку должно повезти, ведь в отличие от других он более «умный, успешный, везучий»… Естественно, на свой взгляд. Ощущение безнаказанности, особенно если первое время нарушителю удается избегать наказания, усугубляет дело. Как и дурной пример перед глазами, скажем, приятеля, родственника, который хоть раз, а возможно и не один, перешел черту. Финал такой истории очевиден: делая что-то вразрез с законом и моралью, будь готов в любой момент сполна за это ответить.

naumova@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter