Как эксперты таможенной лаборатории отличают подделки

Подделки видят насквозь

Через границы нашей страны ежегодно следуют миллионы тонн разнообразных промышленных грузов. Большинство их перевозчиков, отправителей и получателей — законопослушные физические и юридические лица, которые исправно платят положенные таможенные платежи. В сумме они — в Беларуси, как и любой другой стране — составляют ощутимую долю в доходной части бюджета. Но находятся и желающие обойти порядок, недоплатить. Этим попыткам противостоят сотрудники таможенной лаборатории. Каждый из них проводит в среднем около 120 экспертиз в год, исследуя более 300 образцов различных товаров.

Эксперт Ольга Михнюк определяет наличие наркотических веществ  в почтовом отправлении.

Сейчас, к примеру, эксперт Елена Савицкая, прильнув к микроскопу, исследует образцы промышленной кожи, удостоверяя их подлинность. Ее коллега Ольга Михнюк, колдуя с химикатами, пробирками и колбами, определяет наличие наркотических веществ в почтовом отправлении. Завтра они могут поменяться местами: все эксперты лаборатории — универсалы, «многостаночники».

Объясняя тонкости работы, начальник лаборатории Ольга Кальчицкая оперирует загадочными терминами «профиль риска», «товары прикрытия». Суть такова. Перевозимый продукт, допустим, заявлен как «обрезь рыбы», пригодная лишь для производства кормовой муки. Но в партии могут оказаться и упаковки с товарной рыбой... То и другое — вполне добротные продукты, только относятся к разным кодам товарной номенклатуры. Соответственно и таможенная пошлина может отличаться весьма существенно, многократно, составляя тысячи долларов лишь на одном автопоезде.

То же касается, например, тканей и нитей. Заявлено одно соотношение полиэстера и хлопка, в действительности эксперты выявляют иное. Их задача — оценить истинное качество, состав продукта или товара, и если перевозчик слукавил, заставить его доплатить.

Прошу рассказать о самой сложной экспертизе за последнее время. Ольга Кальчицкая на минуту задумалась:

— Не могу выделить. Все экспертизы сложные. Составы некоторых товаров и продуктов меняются очень быстро. Производители пытаются «подстроиться» под наши ставки, чтобы уплатить минимальную пошлину. Надеясь, что мы не распознаем подделку, хитрят с полимерами, клеевыми добавками, наполнителями пищевых продуктов.

Слушаю собеседницу и понимаю, что здесь деятельно заботятся не только об интересах государства, но и нашем с вами здоровье. Весьма эффективно, надо сказать. Половина экономического эффекта, который дает лаборатория, получена по результатам таможенных экспертиз именно пищевых продуктов. При этом эксперты констатируют, что за последние два года значительно участились попытки пересылки наркотических средств, прекурсоров и даже ядовитых веществ в международных почтовых отправлениях.

Помимо опыта и профессионализма экспертов, этим попыткам противостоит самое современное оборудование: рентгенофлюоресцентные анализаторы, газовые и жидкостные хроматографы, ИК–спектрометры... Всего не перечислить, но важно знать главное. На мировом черном рынке постоянно появляются новые виды синтетических наркотиков, которые получают распространение и успевают сделать свое черное дело быстрее, чем будут запрещены. В нашей стране подобные преступные новации пресекаются своевременно и эффективно.

Нельзя не сказать о новом направлении экспертной деятельности, освоенной сотрудниками лаборатории, — экспертизе культурных ценностей, изделий религиозного назначения и предметов коллекционирования. С начала года из 6.410 исследованных объектов 5.900 были отнесены к категории культурных ценностей. Среди них, например, старинная датская монета. Имея номинал 3 марки, датированная 1665 годом, теперь она стоит 1.200 долларов. Сейчас проходит экспертизу раритетный экземпляр Библии, которую, как и монету, пытались провезти незаконно, без декларирования.

Советская Белоруссия № 180 (25062). Вторник, 20 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter