Подайте коту Бегемоту

Сериалы с Анной Шадриной
Не знаю, как у вас, а у меня с романом «Мастер и Маргарита» в жизни многое связано. Начать хотя бы с того, что эта книга для меня сразу стала настольной. Булгакова, Воннегута и Петрова с Ильфом могу читать бесконечно, с любой страницы. Людей, способных разговаривать цитатами из моих любимых произведений, считаю своими близкими родственниками. По–моему, в умении этих авторов шутить с серьезным лицом так никто и не превзошел. Ну, может быть, Пелевин в наши дни к ним приблизился. Но это моя субъективная точка зрения. И я ее никому навязывать не собираюсь.

Вернемся к Булгакову. При желании можно даже и в моей скромной жизни найти некие мистические обстоятельства, связанные с прочтением романа. Как это в большой моде у кинематографистов. Помнится, в старших классах у нас в школе организовалось нечто вроде литературно–драматического клуба. Мы репетировали спектакль к выпускному вечеру и спорили о Булгакове. Один мальчик из класса «со спортивным уклоном» выделялся особенно. «А мне не нравится этот ваш Булгаков», — надменно вклинивался он в наши жаркие дебаты. «А что ты читал?» — в один голос спрашивали мы. «А ничего. И не собираюсь». Что ж, тоже позиция... Прошло лет десять. Мальчик вырос, стал выдающимся ветеринарным врачом и пришел ко мне домой. Оперировать мою черную толстуху–кошку. Я не назвала ее Бегемотом только потому, что она женского пола. Хотя в ее хитрой морде угадывается родство с легендарным персонажем в очках и галстуке–бабочке. После успешной операции мы с «кошачьим» доктором разговорились. И он признался, что еще в школе осилил не только «Мастера и Маргариту». А циником прикидывался из юношеского нигилизма. Воображал себя кем–то вроде Печорина. Вот бы наша учительница по русской литературе удивилась, узнай она, что «двоечник» просто стеснялся быть таким «как все».

Думаю, не ошибусь, предположив, что премьеру сериала Владимира Бортко по роману «Мастер и Маргарита» зрители ждут как главное событие года на телевидении. Разумеется, в том, что показ, назначенный на 7 ноября, откладывается, ничего удивительного нет. Сам роман не издавался почти 40 лет. А Валентина Гафта в роли Воланда и Анастасию Вертинскую — Маргариту, снявшихся в фильме Юрия Кары, мы, похоже, не увидим вообще никогда.

У Бортко же с Михаилом Афанасьевичем свои отношения. Экранизация «Собачьего сердца» сделала режиссера живым классиком. Сам мастер, кстати, говорит, что ему все равно, что снимать. Если материал ему интересен, картина обязательно состоится. Тем более что после «Идиота» ему уже ничего никому не нужно доказывать. Одно из сложнейших произведений русской классики ставили в свое время такие «зубры», как Пырьев, Вайда, Куросава. Но подробная и совершенно не упрощенная экранизация Бортко оказалась не хуже. Рейтинг сериала обогнал самые популярные «мыльные оперы». В тот премьерный год Достоевского нельзя было отыскать ни в одной библиотеке. Расхватывали мгновенно. Вот откуда трепет ожидания очередной ленты Бортко.

Но на прошлой неделе прочла откровения художника–постановщика сериала «Мастер и Маргарита» и огорчилась ужасно. Оказывается, из–за нехватки денег кукольный Бегемот получился невыразительным и ненастоящим. Мы–то думали, что после «Ночного дозора» россиянам в кино все спецэффекты подвластны. Выяснилось — не все. Спросили американцев, больших спецов по созданию киночудищ. Те говорят: «Ноу проблем, сделаем. Как живой будет ваш кот. Присылайте полтора миллиона долларов». И что вы думаете? Не нашлось у «бедного» федерального телеканала «Россия» таких денег! Я, конечно, понимаю, как выгляжу со стороны, чужими миллионами разбрасываясь. Но ведь за их державу обидно. Надо бы посоветовать тем, кто денег на Бегемота пожалел, в следующий раз открывать расчетный счет для миллионов заинтересованных телезрителей. Поможем, чем сможем.

Пишите на Anna@sb.by. И до следующей субботы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter