Подавляющее меньшинство

Выдача «альтернативных» паспортов признана нецелесообразной
Выдача «альтернативных» паспортов признана нецелесообразной

Направляясь на пресс–конференцию с участием министра внутренних дел Владимира Наумова, возле Национального пресс–центра заметил необычную группу людей. В основном это были пожилые женщины с иконами в руках, которые распевали какие–то псалмы. По завершении брифинга первыми на улицу вышли фотокорреспонденты и решили запечатлеть колоритный «пикет». К одному из журналистов тут же подскочили несколько женщин и сначала попытались разбить фотокамеру, а потом вообще ринулись в драку. При этом выражение лиц у нападавших было искажено неподдельной злобой, а свои действия они сопровождали истеричными выкриками: «Уберите свои сатанинские трубы!» (имелись в виду, наверное, объективы фотоаппаратов. — С.К.). Когда же в поле зрения появился Владимир Наумов, одна часть «протестующих» окружила его кольцом, наперебой задавая вопросы, а остальные упали на колени и продолжили церковные песнопения. Человеку непосвященному эта картинка напомнила бы театр абсурда, но большинство журналистов поняло, что происходит. Таким нетривиальным способом вновь попытались привлечь к себе внимание люди, которые якобы в силу религиозных убеждений отказываются получать паспорта, имеющие личный идентификационный номер...

Стоит сказать, что проблема так называемых «паспортных отказников» возникла в среде некоторых верующих, посещающих монастыри в России и Украине — в частности Почаевскую лавру. Камнем преткновения стали индивидуальные номера в паспортах, в которых, мол, «зашифрованы три шестерки» — число дьявола. И даже несмотря на то, что Патриарх Московский и всея Руси Алексий II признал боязнь паспортных номеров «духовным сектантством», муссирование вполне абсурдного вопроса продолжалось. Поэтому, по информации департамента по гражданству и миграции МВД, дать окончательную оценку сложившейся ситуации было поручено всем заинтересованным государственным ведомствам. И подавляющее большинство из них однозначно высказалось в том смысле, что наличие идентификационных номеров в паспортах никоим образом не нарушает прав человека и не оскорбляет религиозные чувства верующих. Более того, требование относительно малочисленной группы верующих ввести альтернативные паспорта грозит потенциальным расколом внутри самой церкви и выглядит дискриминацией по отношению к другим людям, которые тоже могут потребовать для себя особых условий во взаимоотношениях с государством. Поскольку Беларусь является светским, конфессионально нейтральным государством, ее граждане, независимо от своих убеждений, должны выполнять определенные обязанности — в том числе по регистрационному учету, наличию паспорта, уплате налогов и т.д. Идентификационные номера признаются и успешно используются во многих странах. И необходимы они исключительно для успешной работы государственных систем учета, невозможной без использования компьютерной техники. Поэтому установление некоего особого порядка регистрации и выдачи паспортов в угоду чьим–то интересам признано в нашей стране нецелесообразным.

В заключение позволю себе привести несколько весьма показательных фактов из жизни борцов с «дьявольскими цифрами». Скажем, двое из них — некто Ерчак и Лайша — принимали участие в выборах в качестве кандидатов в депутаты Палаты представителей. Как вы понимаете, для регистрации им потребовались паспорта — те самые, с личными номерами, являющимися «прообразом печати антихриста». Тогда они в связи с хорошей перспективой ничего «сатанинского» в своих паспортах не видели. А многие из тех, кто сейчас отказывается получать паспорта, до этого уже успели сменить их несколько раз. Поскольку в прежних все свободные страницы оказались испещренными штампами о пересечении границы. Интересные люди...


Комментарий Белорусского православного экзархата

Сергей Мовсесян, референт Минского епархиального управления:

— Впервые конфликт подобного рода наблюдался в греческой Элладской церкви в связи с введением шенгенской визы. Потом нечто подобное происходило из–за штрих–кодов, нанесенных на этикетки товаров. У нас своеобразным камнем преткновения стали индивидуальные номера в паспортах граждан. В чем же дело?

Видимо, можно назвать две основные причины длящегося уже не первый год конфликта. Во–первых, у некоторой части верующих существуют опасения по поводу появления в череде цифр трех шестерок, ассоциирующихся с печатью антихриста. Во–вторых, кое–кому из них кажется, будто личный номер в документе неким образом будет использован для ограничения свободы личности и вероисповедания.

Естественно, когда в среде верующих проявляется конфликтная ситуация, церковь не может оставаться безучастной. Священноначалие РПЦ обращалось к властям с просьбой рассмотреть сложившееся положение и найти варианты, приемлемые для этих людей. Соответственно проблему рассматривала и синодальная Богословская комиссия РПЦ, которая после тщательного и продолжительного изучения вопроса пришла к следующему выводу: возникшая проблема носит социально–психологический характер и не имеет отношения к вероучению. Что касается стихийных акций протеста со стороны отдельных граждан, здесь проявляется их неумение цивилизованным образом выражать свои претензии. Подобное поведение просто некорректно. Борясь за чистоту веры, надо использовать духовные средства, которые дал нам Господь. А начинать необходимо с себя. Преподобный Серафим Саровский учил: стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter