Подарок, от которого нельзя отказаться

Что подарить? Вопрос неминуемо возникает после приглашения на торжество и нередко становится предметом долгих мучительных раздумий

Что подарить? Вопрос неминуемо возникает после приглашения на торжество и нередко становится предметом долгих мучительных раздумий. Еще сложнее выбрать достойный подарок, если пригласили не на частный, а на корпоративный праздник. Ведь тогда дар подчеркивает имидж не только дарителя, но и его компании.

Бизнес-этикет изобилует условностями и требованиями, которые сродни дипломатическому протоколу. И во многом они совпадают в части преподнесения подарков. У серьезных компаний давно вошло в традицию обязательно поздравлять партнеров по случаю юбилея компании, круглой даты ее генерального директора, профессиональным и национальными праздниками, а также обмениваться сувенирами на переговорах руководителей. 

Это знак уважения, давняя традиция. В старину заморские купцы старались удивить диковинками своей родины: из Китая везли шелка, из Бухары — ковры, из Европы — венецианские зеркала… Наши предки чаще всего одаривали иностранных гостей пушниной. Не обходилось и без курьезов. Летописец зафиксировал, как однажды посольство одного из восточных государств преподнесло Ивану Грозному в подарок слона. Царь приказал изрубить животное на куски — оно не захотело упасть перед ним на колени. Московские люди восприняли такой подарок как проявление  строптивости, и переговоры не заладились. 

Сегодня выбрать достойный презент еще сложнее, глобализация и транснациональные торговые сети сделали досягаемыми любые диковинки. Впрочем, бизнес-этикет допускает не быть оригинальным. Позволяется просто преподнести дорогой имиджевый презент из ценовой категории «Premium». Скажем, что-нибудь из коллекцией известных брендов: ручки «Parker», часы «Hermle», самурайский меч от «Armas del Mundo» или компас от «Cartier». Фирменная символика дарителя на VIP-подарках присутствует, но в «приглушенных» тонах. На брендовые сувениры, скажем часы «Роллингс», логотип компании-поздравителя «лепить» не принято: название перекочевывает на внутреннюю сторону футляра или используется при оформлении подарка на упаковке. Часто символику заменяет памятная гравировка. «Дежурным» вариантом являются коллекционные спиртные напитки и оригинальные букеты цветов. Но алкоголь дарится только в фирменной упаковке, женщинам никогда не преподносится «тяжелое» спиртное. 

Даритель может вручить подарок лично или передать поздравления через своего секретаря, помощника или другого подчиненного. В любом случае считается правилом хорошего тона вложить в футляр с презентом свою визитную карточку. А если присутствуют особо теплые чувства к юбиляру, визитку снабжают автографом или краткой поздравительной надписью. Также карточка крепится и к оформлению букетов цветов, если они преподносятся отдельно. К стоимости подарка не предъявляется каких-то жестких требований, но необходимо знать: презент должен соответствовать доходам и статусу получателя. Слишком дешевые вещи могут быть восприняты как намек на небрежность, дорогие — взгляд свысока. 

Считается хорошим тоном, если в подарке учтены вкусы его получателя. Скажем, бизнесмен — страстный поклонник альпинизма. Он может равнодушно отнестись к дорогому папье-маше, инкрустированному золотом, — подобных принадлежностей у него достаточно, но искренне обрадуется хорошей карте горных туристических и спортивных маршрутов. В качестве бизнес-подарков часто преподносят предметы искусства: гравюры, картины, скульптуры, нередко своей тематикой связанные с бизнесом юбиляра. Скажем, российским «нефтяникам» часто дарят различные творческие вариации на тему нефтевышки или платформы, а компании оборонного комплекса любят вытачивать вазы и письменные наборы из снарядной гильзы или обшивки самолета. 

Особенно много сложностей возникает с подарками иностранным партнерам. Во-первых, тут необходимо быть оригинальным. Во-вторых, учесть особенности национальных традиций, культуры, религии и даже законов страны, иначе могут возникнуть обидные недоразумения. Например, в бизнес-среде большинства стран Западной Европы не принято преподносить спиртное. Часы в Юго-Восточной Азии — философский символ скоротечности жизни и неизбежного конца. В дальневосточных государствах существует табу на дарение оружия, даже сувенирного или коллекционного, ведь по древним местным традициям колюще-ранящие предметы – знак разрыва отношений и проявления воинственности. Для бизнесменов из исламского мира оскорбителен презент из свиной кожи или живопись с изображением человека. У мусульман также не принято одаривать супругу партнера — на нее лучше вообще не обращать внимания. На Ближнем Востоке нельзя подавать подарок левой рукой — она считается нечистой. В Израиле законодательно запрещены дорогие бизнес-сувениры: там они расцениваются как взятка. А в Китае не принято при деловых отношениях дарить личные подарки: они должны предназначаться всему коллективу компании… 

Часто иностранным гостям советуют преподносить предметы народных промыслов. Но тут также есть некоторые особенности. Например, в последние годы самовары, балалайки и матрешки наводнили Запад, дарить их теперь считает признаком плохого тона. 

— Скажем, в Иране никого не удивишь соломкой или гравировкой, — говорит начальник отдела службы государственного протокола МИДа Беларуси Николай Керножицкий, — там эти ремесла имеют свою богатую тысячелетнюю традицию. Зато иранцы уважают хрусталь. В странах Евросоюза ценят хорошо оформленные книги о стране дарителя. Но текст должен быть на одном из европейских языков. Также котируется в Европе живопись. Россиянам нравятся наши часы, алкоголь… 

В последнее время пошла мода обмениваться подарками не напрямую, а через своих помощников. Такая практика доставляет меньше хлопот и службе безопасности. Вполне нормально, если перед переговорами уполномоченные сотрудники фирмы оговорили приблизительную стоимость подарков, чтобы они были равнозначными по ценности. Но и тут есть свои нюансы. Скажем, на Ближнем Востоке люди весьма эмоциональные, и даже если презентами обмениваются через помощников, руководитель компании может выйти за рамки протокола и в порыве душевной симпатии сделать партнеру личный подарок. Такой случай надо предвидеть и «держать рояль в кустах», то есть запасной презент. 

Словом, подарок в деловой среде — это наука. Недаром в транснациональных корпорациях существуют специальные подразделения протокола, которые подбирают и заказывают подарки к нужным случаям. А также ведут учет подаренным вещам: повториться с презентом считается непростительной ошибкой. Кстати, на крупных белорусских предприятиях уже также есть сотрудники, в обязанность которых входит «подарочная» сторона переговоров. Правда, более мелкие компании зачастую действуют наугад. Поэтому нередко случаются анекдотичные ситуации, как, например, с немецкой делегацией: на нескольких белорусских предприятиях им преподнесли хрустальных зубров. Так немцы неожиданно сделались обладателями целого «стада». А ведь каждый даритель наивно полагал, что он будет оригинален в своей идее... 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter