Подари себе покой

Заканчивается январь, газеты публикуют астрологические, лунные календари для огородников, а все больше моих друзей-дачников начинает утверждаться в мысли: "Все! Конец грядкам! На базаре овощи и фрукты дешевле.
Заканчивается январь, газеты публикуют астрологические, лунные календари для огородников, а все больше моих друзей-дачников начинает утверждаться в мысли: "Все! Конец грядкам! На базаре овощи и фрукты дешевле. Пора подумать о душе и завести английскую лужайку, позвать гостей..."

Вот-вот! Наконец душа запросила покоя, отдохновения. И рука потянулась к книжной полке. Вот японец Акутагава. Но я открываю китайца Чэн Юйвэня и медленно, с наслаждением читаю: "...Во дворе - дорожки, и дорожки пусть будут извилисты. За поворотом - крыльцо, и пусть оно будет невелико. Подле ступенек - цветы. Цветы пусть будут свежими. За цветами ограда, и ограда пусть будет не высока. За оградой сосна, и пусть она будет древней. У корня - камень, и пусть он будет причудлив. А деревья пусть будут высоки. В их тени стелется трава. Рядом источник, пусть из него бьет вода и журчит. Это привлечет гостя. И гость пусть будет не пошлым. Ты достанешь вино, и пусть оно будет принято с удовольствием. Оно навеет легкий хмель... И во хмелю пусть не будет забот..."

Чэн жил в XVII веке. Именно к этому сроку в просвещенном Китае сформировались отшлифованные многими поколениями мастеров-интуистов представления о доме-саде. Говорят, история садов Китая имеет за спиной три тысячелетия.

Эти сады обязательно имели символику преимущественно космологического характера. Конечно, нам, дачникам, необозримо далеко до восточных мастеров сада, но и в то, тысячелетиями отдаленное время, кто-то начинал вслед за императорскими садоводами. В книгах рассказано о китайских чиновниках и артистах, которые стали созидать каждый свой частный сад. И говорят, уже в то время не было ни одного похожего сада-дома.

Российское телевидение нас уже поводило по поместьям известных людей, где каждый на свой лад пытается воплотить свои мысли о собственной жизни, скажем так, ландшафтно.

Но вернемся к садам средневековых китайских чиновников, они, как, впрочем, и наши первые опыты, далеки от геометрических композиций Европы и стереотипных садов Японии.

Мы будем творить каждый свое, нет-нет и поглядывая на исторический опыт китайцев. А он импонирует нам уже тем, что провозглашает: создатель сада - "господин вещей" на девять десятых и лишь на одну - мастер ремесла.

Китайский сад всегда был продолжением дома. Здесь музицировали, жили, трудились, принимали гостей, медитировали. Он всегда выражал главную мысль: согласие природы и человека. А потому имел основные элементы - землю, камни, воду, растительность.

Пройдемся мысленно по китайскому саду.

Но прежде обратим внимание на ограду. Именно она должна сделать сад "миром в мире". И тут уже есть простор для фантазии. Фрагменты ограды, например, обкладывали камнем. Раскрашивали. Обычно в белый цвет (почему-то названный "женским"), и все для того, чтобы в лунную ночь тени растений затевали на плоскости ограды почти театральное действо.

Растительность сада подбиралась так, чтобы сад "не молчал" все четыре времени года. Причем китайцев больше привлекали формы растений, а уж потом цвет.

Каждое растение несло свой символ - вечнозеленая сосна обозначала долголетие, сливы - счастье, ива - образ речного потока. Особое место в китайском саду отводилось пиону: он олицетворял животворное чистое начало - ян. Начало инь в цветочном царстве обозначала хризантема. Наиболее популярной цветочной композицией на клумбах считалось сочетание зеленого, красного или белого. Это - символы любви. Соблюдался принцип домино - когда один цветок, открасовавшись, естественно заменялся другим, как бы напоминая создателям сада истину: "Цветок растят целый год, а любуются им всего десять дней".

Вода всегда занимала почетное место в саду - она считалась зеркалом мира, воплощением покоя и... пустоты, изменчивости бытия, какой мотив или образ вам ближе.

Особое место отводилось камням. Камни уравновешивали садовые композиции. Им поклонялись. Какие только каменные гости не украшали сад - морщинистые, гладкие, ноздреватые, разного цвета и форм. Камнями любовались, гладили и даже... слушали их.

Кроме перечисленного, китайский сад обязательно вмещал или террасы, или беседки, домики для уединения. И все для того, чтобы сад олицетворял взаимопроникновение близкого и далекого, большого и малого, быстрого и медленного, холодного и теплого, объединение жизни людей и жизни растений.

Право, как прекрасно жить, создавая сад! Думать о нем. Дарить его друзьям. Такой сад наверняка станет другом. Исцелит, принесет отдохновение.

Так начнем творить? До весны рукой подать.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter