Подача в будущее

Где учат «на Федерера»?
Где учат «на Федерера»?

Вряд ли найдешь человека, который знает о белорусском теннисе больше, чем Сергей Тетерин. Это он 13 лет назад, начав путь из далекого Кот–д’Ивуара, привел нашу сборную к полуфиналу Кубка Дэвиса... Сейчас Сергей Семенович — между прочим, директор Республиканского центра олимпийской подготовки по теннису — рассуждает о том, кто, кого и чему будет учить в белорусской теннисной академии, о создании которой было недавно объявлено...

— О пропасти между поколениями в нашем теннисе вы говорили еще в бытность капитаном сборной. С тех пор что–нибудь изменилось?

— А что могло измениться, если тренеров, способных качественно и профессионально работать с детьми, практически нет? Нет системы, которая могла бы обеспечить прогресс тенниса. Сейчас, с приходом на пост председателя ассоциации Михаила Павлова, ее стараются создать, но эти 5 — 7 лет, в течение которых здесь не было ничего, так просто не вычеркнешь.

— Говорят, что нынешней молодежи не хватает мотивации: мол, попали в команду и считают, что жизнь удалась...

— Это опять–таки вина тренеров. Ведь именно они должны воспитывать, ставить задачи и находить мотивацию для своих подопечных. Смог же Эдуард Дубров сделать своих девчонок чемпионками мира, а Владимир Перко привести Анну Орлик к победе на турнире «Оранжбол» в США! Просто у нас есть наставники, которые к чему–то стремятся, а есть те, которые просто плывут по течению.

— Известная проблема: ездить по турнирам для тренеров попросту невыгодно...

— Да, ситуация такова, что, работая здесь, наши наставники получают какие–то деньги, а выезжая на турниры, получают меньше или же вообще ничего. Но разве это профессиональный подход? Тренер должен быть рядом со своим учеником и на тренировке, и на соревнованиях.

— Кадровый дефицит как–то не очень стыкуется с образом белорусской теннисной академии, которую собираются создавать в самом ближайшем будущем. Ведь для того чтобы соответствовать уровню подобных заведений США и Европы, мало просто повесить соответствующую вывеску...

— Согласен, но уже сейчас есть несколько хороших тренеров, которые согласны рассматривать Беларусь в качестве места своего жительства и работы. Кто именно? Все имена я пока не буду называть, чтобы не опережать события. Тем не менее могу сказать, что, например, для работы в женском теннисе мы хотим пригласить Ольгу Барабанщикову, ведутся разговоры с Наташей Зверевой — ее опыт, а я думаю, что она откликнется на наше предложение, также будет очень полезен. У ребят уже есть главный тренер — Алексей Петренко, согласившийся вернуться в Беларусь после 10 лет работы в Германии. И в будущем его примеру собирается последовать еще ряд наших соотечественников, работающих в зарубежных теннисных академиях: Александр Швец, Анатолий Мельников, Владислав Медведский... Это позволит создать коллектив профессионалов, которые и будут строить будущее нашего спорта.

— Во всем мире работа профессионалов ценится недешево...

— Да, им нужно обеспечить соответствующую зарплату. Но сегодня, отправляя детей тренироваться за границу, мы платим 1,5 — 2 тысячи евро в месяц. Делайте, как говорится, выводы. К тому же для академии достаточно 6 — 8 тренеров, 2 — 3 специалистов по физподготовке, врачи, массажисты... Суммарно — человек 12 — 14.

— Но ведь это все равно будут «наши» специалисты. Тогда как спортсмены, которые успели побывать в зарубежных академиях, отмечают огромную разницу не только между организацией тренировочного процесса, но и между атмосферой на занятиях...

— Причина не в том, «наши» или «не наши» специалисты. Другое дело, что в академиях Испании или США, в отличие от здешних мест, есть железная дисциплина. Приходя на тренировку, ребята знают, что они должны положенное время не отбыть, а отработать, и не 200 раз мяч о стенку ударить, а 700 — 800! То же самое касается и тренеров: приходя на занятия — вне зависимости к Мирному или Котлярову, — они должны иметь четкий план работы именно с этим спортсменом. Только так можно донести до ребят простую истину: если будешь серьезно работать, стремиться к результату, то он обязательно придет, — так, как когда–то в советские времена воспитывали нас. А ныне существующий вариант: дайте денег, а мы потом будем тренироваться — бесперспективный. Ребята должны искренне ценить, что на их форме написано «Беларусь», что они представляют именно эту страну. А найти деньги, обеспечить, где и чем играть и как восстановиться, — это должно быть заботой администрации академии.

— Это наверняка отразится на стоимости обучения?

— Не стоит драматизировать. Что бы мы ни говорили, но сегодня секции тенниса тоже могут лишь условно называться бесплатными. Родители все равно помогают (те же выезды на турниры, например). Но я убежден, что папы и мамы не должны вмешиваться в тренировочный процесс. Гораздо правильнее, когда родители просто оплачивают учебу и при этом не пытаются стать и наставниками, и менеджерами, и кем–то еще. Конечно, при этом тренер должен быть настоящим профессионалом. Если такая система будет реализована, то уже через 3 — 4 года наши ребята начнут попадать в число лидеров в своем возрасте. Иначе же они будут и дальше считаться «перспективными», болтаясь во второй–третьей сотне, а оттуда «прыгнуть» на верхние строчки «взрослого» рейтинга просто нереально.

Стоимость обучения в ведущих теннисных академиях мира

Академия Андреса Хименo (Испания)

Неделя — 260 евро, 2 недели — 490 евро, месяц — 880 евро, год — 820 евро в месяц. В стоимость обучения входит 2,5 часа в день тренировок по теннису с понедельника по пятницу, 1,5 часа в день ОФП с понедельника по пятницу, 4 часа в день обучения в школе, медицинский и психологический контроль, а также личный график соревнований под управлением и в сопровождении тренера.

Теннисная академия Ника Боллетьери (США)

Недельная программа для юниоров (с 8 лет). Тренировки весь день, питание, участие в турнирах, проживание за пределами академии — 2.110 долларов (с проживанием в общежитии академии — 2.345). Возможность изучать английский язык (за доп. плату).

Годовая программа для юниоров (с 12 лет). Тренировки полдня, участие в соревнованиях, питание, проживание за пределами академии — 26.900 долларов (с проживанием в общежитии академии — 36.700 долларов).

Программа для взрослых (с 21 года) — 1.000 долларов в неделю.

Международная теннисная академия «Интернэйшнл теннис груп» (Германия, США)

Стоимость тренировок — от 750 евро в неделю. В стоимость входят размещение, тренировочная программа, посещение бассейна и сауны, массажи, трехразовое питание, сопровождение на турниры до 100 км, транспортные расходы, решение организационных вопросов, помощь при заключении контрактов с ведущими теннисными клубами Германии, организация тренировочных сборов (Испания, США, Швейцария), организация досуга.

Детская международная академия тенниса Шамиля Тарпищева

Стоимость — от 20 долларов за занятие. Обучение, детская программа, проведение международных турниров и турниров Российского теннисного тура на спортивных базах академии, проведение мастер–классов с профессиональными игроками, помощь в организации и проведении тренингов и стажировок.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter