Звание города-героя Минск получил одним из последних, но де-факто стал им с первых дней оккупации

Под золотой звездой

Первые подпольные группы появились в оккупированном Минске в июле-августе 1941-го. Разворачивалась невиданная по своему размаху партизанская война.

Из немецких документов того времени: “Многочисленные нападения на немецкие транспортные колонны, небольшие команды и отдельных солдат, а также поступающие из всех опасных районов сообщения от сотрудничающего с нами местного населения свидетельствуют о том, что борьбе против регулярно действующих партизанских групп и борьбе с проводимой коммунистической пропагандой должно уделяться повышенное внимание”.
Фото БелТА

И еще: “На Товарной станции в Минске в результате столкновения 2 товарных поездов загорелось несколько цистерн с горючим. Пожар удалось локализовать. Дорога выведена из строя примерно на полдня 17 августа...”

Уже к концу 1941 года в Минске действовало около полусотни подпольных групп. Ивану Ковалеву, Исаю Казинцу, Степану Зайцу, Ивану Рогову, Георгию Семенову, Владимиру Омельянюку и их товарищам удалось сделать почти невозможное, объединить разрозненные группы в одну организацию. Подпольщики записывали и распространяли сводки Совинформбюро, выпускали листовки, издавали газеты “Звязда” и “Минский большевик”, саботировали распоряжения властей, устраивали диверсии.

По разным оценкам, в годы войны в Минском подполье с врагом сражались около 9 тысяч человек.

Возвращение героев

Минское подполье пережило два крупных провала — в марте-апреле и сентябре-октябре 1942 года. Осенью СД удалось арестовать практически всех членов Минского городского подпольного комитета. Гестапо смогло скомпрометировать руководство подполья, в частности, Ивана Ковалева, выставив его в глазах подпольщиков предателем. На провокацию повелось и руководство Центрального штаба партизанского движения в Москве. Минское подполье было объявлено подставным центром гестапо. За подписью первого секретаря ЦК КПБ Пантелеймона Пономаренко в партизанские бригады и отряды полетела радиограмма: “Немецкая разведка в Минске организовала подставной центр партизанского движения с целью выявления партизанских отрядов, засылки в них от имени этого центра предателей, провокационных директив и ликвидации партизанских отрядов. Этот центр партизанскими отрядами Минской зоны разоблачен. Имеются сведения, что в этих же целях немецкой разведкой создан второй центр, который также рассылает директивы и людей и пытается связаться с партизанскими отрядами”.

Некоторым подпольщикам это послание стоило жизни. Избегая ареста, они уходили из города и шли в партизанские отряды, где их просто ставили к стенке. После войны были арестованы более 200 участников Минского подполья. Большинство получили тюремные сроки и оказались в сталинских лагерях. Гестаповская версия о Минском подполье в интерпретации тогдашнего партийного руководства бытовала до сентября 1959 года, пока Бюро ЦК КПБ не признало, что подполье в Минске было патриотическим и героическим.

В 1965 году в Москву в ЦК КПСС было направлено ходатайство о присвоении Минску почетного звания “Город-герой”. Тогда пятерым подпольщикам — Ивану Кабушкину, Исаю Казинцу, Николаю Кедышко, Евгению Клумову и Владимиру Омельянюку — присвоили звание Героев Советского Союза, а через год наградили и город, но только орденом Ленина. Городом-героем Минск стал в 1974 году, к 30-летию освобождения.

Память в бронзе, мраморе, граните

Многие памятники в Минске посвящены героям и жертвам Великой Отечественной войны. Самые величественные и узнаваемые из них — монумент Победы на одноименной площади, памятник белорусским партизанам-героям на Партизанском проспекте, мемориальный комплекс “Тростенец” и, конечно, стела “Минск — город-герой”, которая появилась в столице в 1985 году к 40-летию Победы. Памятник установлен на возвышенности у парка Победы, на пересечении проспектов Победителей и Машерова. Авторы монумента — скульптор Валентин Занкович, архитекторы Вячеслав Евсеев, Виктор Крамаренко и Вячеслав Романенко. Высота обелиска — 45 метров. В верхней части находится изображение золотой звезды и лавровой ветви. Внизу установлена доска с текстом Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1974 года о присвоении Минску почетного звания “Город-герой”. Перед стелой — скульптура “Родина-мать” с фанфарами в поднятой руке. В 2014 году рядом с этим монументом открыли новое здание Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны.

Одним из первых памятников послевоенного Минска стал Черный обелиск на могиле жертв Минского гетто. Сегодня это мемориал “Яма”. Авторами скульптурной композиции являются Леонид Левин и Александр Финский. Обелиск на месте, где 2 марта 1942 года были убиты около 5 тысяч евреев — узников гетто, был установлен в 1947 году. Надпись на нем была сделана на идише, за что ее автор поэт Хаим Мальтинский в 1949 был арестован и отправлен в ГУЛАГ как космополит и еврейский националист.

Всего в Минском гетто от рук фашистов и их приспешников погибли около 80 тысяч человек. Среди них известные люди: знаменитый скульптор, живописец и график, заслуженный деятель искусств БССР Абрам Бразер, светило медицины, кардиолог, доктор наук, профессор Лазарь Ситерман, писатель и журналист Натан Вайнгауз и многие другие.

К слову, история Минского гетто до начала 1990-х годов была под негласным запретом. Сегодня она понемногу открывается для исследователей и широкой публики. Но при этом на втором плане остается борьба, которую с первых дней создания гетто в июле 1941 года вели его узники. В подпольной организации под руководством Гирша Смоляра, Михаила Гебелева, Натана Вайнгауза, Якова Киркаешты, Наума Фельдмана боролись с врагом около 300 человек. Подпольщики смогли вывести из города около 5000 человек, которые стали партизанами. Подпольная организация гетто через Исая Казинца держала тесную связь с Минским городским подпольным комитетом, организовывала диверсии на предприятиях, обеспечивала партизанские отряды одеждой, медикаментами, оружием. Центром гетто были современная Юбилейная площадь и прилегающие к ней улицы — Раковская, Кальварийская, Сухая, где установлено несколько памятников. Судьба многих героев Минского подполья из гетто до сих пор неизвестна.

ВОЗМЕЗДИЕ

Наиболее известная операция Минского подполья и партизан — ликвидация ставленника Гитлера в Беларуси Вильгельма Кубе.

Палач белорусского народа, как его называли в советских газетах, погиб в ночь на 22 сентября 1943 года в собственной кровати от взрыва магнитной мины, которую установила Елена Мазаник. Она работала прислугой в особняке Кубе и вместе с Марией Осиповой и руководством партизанского отряда Димы (командир Давид Кеймах) задумала и реализовала дерзкий план покушения. Героическим женщинам удалось выбраться из оккупированного Минска. С партизанского аэродрома их переправили в Москву, где в октябре 1943 года им было присвоено звание Героев Советского Союза.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

1100 дней и ночей длилась оккупация Минска.

В городе действовало около 100 подпольных групп.

Подпольщики содержали около 200 явочных квартир.

Минские подпольщики совершили около 1500 диверсий.

Из Минска в партизанские отряды было выведено около 10 тысяч человек.

Подпольным горкомом и Военным советом партизанского движения в лесах под Минском было создано 20 партизанских отрядов.

За время оккупации более 70 тысяч минчан были отправлены в Германию на каторжные работы.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter