Под знаком Победы

Строительство Государственного музея истории Великой Отечественной войны планируется завершить в 2013 году.

Новое здание Государственного музея истории Великой Отечественной войны возводится в Минске

Строительство Государственного музея истории Великой Отечественной войны планируется завершить в 2013 году.

Как сообщили в “Минскстрое”,  началось строительство нового здания Музея истории Великой Отечественной войны. Главный архитектор проекта Виктор Крамаренко предполагает, что работы займут около двух лет. Стоимость проекта – порядка 20 млн. долларов.

По словам дважды лауреата Государственной премии Республики Беларуси, профессора Международной академии архитектуры Виктора Крамаренко, авторский коллектив постарался создать такое задние музея, которое бы само по себе напоминало военный экспонат и архитектурными средствами рассказывало о войне, ее трудностях, героическом прошлом и великой Победе. Эта задача решается с использованием пластических архитектурных средств, применением соответствующих строительных и отделочных материалов. Кроме того, авторам проекта необходимо было создать музей технически совершенным для содержания экспонатов и оснащенным самыми современными мультимедийными достижениями.

Новый комплекс Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны планируется разместить на двух площадках. Экспозиционно-информационный и административный блок будет возведен в парке Победы по пр. Победителей возле обелиска «Минск – город-герой», а административно-хозяйственный блок с депозитарием планируется разместить в коммунальной зоне по ул. Тимирязева. Такое решение продиктовано градостроительными ограничениями застройки парковой территории водно-зеленого диаметра р. Свислочь в районе Комсомольского водохранилища.

Здание музея в парке Победы органично впишется в структуру генплана парка. Оно запроектировано с учетом естественного рельефа местности. Его объем – малоэтажный и компактный для максимального сохранения существующей природы.

Учитывая сложный рельеф парка, холм, на котором находится обелиск «Минск – город-герой», здание музея будет иметь разное количество этажей. Главный фасад здания расположится на холме, там, где находится обелиск. Кстати, сам обелиск является высотным акцентом, а композиция музея как бы распластана перед ним.

Между главным фасадом и обелиском разместится площадь Героев. Административная часть здания, обращенная в парк Победы со стороны главного входа, будет состоять из 4 надземных этажей.

Со стороны обелиска «Минск – город-герой» и площади Героев над землей будет возвышаться один экспозиционный этаж, высота которого составит более 7 м. С обратной, тыльной, стороны здание будет граничить с парком Победы. На него обращен фасад трехуровневого экспозиционного зала «Дорога Войны», в котором разместиться тяжелая военная техника (танки, пушки, самоходные артиллерийские установки и другое вооружение).

В верхней части здания, на уровне 4-го этажа, будет находиться экспозиционно-церемониальный зал «Победа», увенчанный куполом, диаметр которого составит 24,1 м.

У музея будет два входа: главный запроектирован со стороны центральной аллеи парка Победы. Здесь же дополнительно предусмотрен обособленный вход во встроенное в здание музея кафе. Парадный вход в музей организован со стороны площади Героев возле обелиска «Минск – город-герой».

– Все залы музея выстраиваются по радиусу и ориентированы на обелиск. Между ними есть пространства, через которые просматривается обелиск, как архитектурная доминанта и как символ Победы. Таким образом, посетитель, который входит в музей, через пространство между залами все время видит обелиск и психологически ощущает победу, – рассказывает о концепции идеи Виктор Крамаренко. – Запроектированы 4 блока залов – это символы 4 лет войны. С помощью этой метафоры мы решаем образные задачи. Каждый из этих монументальных блоков символизирует один из тяжелых годов войны. Вместе с тем, все блоки сливаются в единую композицию.

Фасады тоже построят с учетом военной темы. Например, монументальная форма здания, которая в динамическом порыве склоняется в сторону запада. Этим подчеркивается, что вся мощь наступательного движения, все порывы воинов были направлены на сопротивление силам фашизма, которые шли со стороны Запада.

– В монументальных формах мы не забываем и о том, что, несмотря ни на что, советский народ и армия стали победителями. Поэтому у главного фасада расположены монументальные радиально расходящиеся в мощном порыве лучи, которые символизируют лучи военных прожекторов во время салюта победы 9 мая 1945 г., – продолжает Виктор Крамаренко. – Это довольно сложный собирательный образ. Он вобрал в себя торжество победы, мощь и энергию освободительного движения. Одновременно лучи прожекторов символизируют и лучи славы. В них мы задумали скульптурные рельефы, которые будут отражать героическое прошлое нашего народа в конкретных скульптурных образах.

Что касается содержимого музея, то мы будем работать над тем, чтобы экспонаты были главными в интерьерах, а интерьеры помогали этим экспонатам достойно выглядеть в пространстве музея. Очень широко мы будем применять электронные средства информации, которые будут присутствовать в музее. Они помогут посетителю вызывать любую музейную информацию в электронном виде на экран.

Мы думаем сделать еще полиэкран и на главном фасаде, в интерьерах тоже будут размещены полиэкраны. Представьте: в зале немного приглушается свет, начинает нарастать звук, голоса, и на стенах музея возникает изображение, иллюстрирующее военное событие. Причем, все это будет происходить динамично, чтобы посетители почувствовав эффект присутствия, ощутили себя на мгновение участниками тех событий.

Интерьеры построены таким образом, что все крупные экспонаты будут сосредоточены в зале, который объединяет все остальные. Мы назвали его «Дорога войны». В нем будет расположена тяжелая военная техника и посетитель, идя по «дороге войны», сможет заходить в любой из залов и знакомиться с той или иной темой.

Проходя по «дороге войны» и тем залам, которые экспонируют тыл, партизанское, подпольное движение, сражения на фронтах, мы сможем пройти в зрительный зал, где будут демонстрироваться соответствующие фильмы. Постепенно будем двигаться к самой высокой точке музея – залу Победы.

Он будет размещен под остекленным куполом. И это не случайно, ведь окончательная точка в войне была поставлена после того, как водрузили знамя Победы над куполом рейхстага. В данном случае купол – это символическая форма.

Купол создавался в два этапа. Сначала была сделана дежурная компьютерная форма купола, которая состояла из квадратных ячеек. Она ассоциировалась с куполом рейхстага, ведь его купол тоже состоит из квадратных ячеек, т. е. имеет ортогональное построение (на основе пересечения параллелей и меридианов). Затем, понимая, что наш купол должен быть уникальным по своему конструктивному и архитектурному образу, мы нашли его индивидуальное образное решение на основе диагональных линий, которые тоже ассоциируются с салютом Победы.

Наш купол не претендует на рекордные размеры. Куполов в мире десятки тысяч. Это довольно распространенная форма в архитектуре. Мы его создали в соответствии с пропорциями нашего музея и образом зала Победы.

Со второго уровня зала Победы хорошо просматривается парк Победы, и панорама центральной части города. Разумеется, в зале Победы будет размещаться экспозиция, посвященная Победе, там же будут проводиться торжественные мероприятия.

На территории, прилегающей к музею, и в интерьерах здания предполагается выполнить разнообразные художественные работы по оформлению экспозиции, раскрывающей тему Великой Отечественной войны. На пилонах главного фасада (символические лучи салюта Победы) намечено создать художественные рельефы, посвященные основным родам войск, а также увековечить имена героев Советского Союза, участвовавших в освобождении Беларуси.

Очень красиво будет смотреться здание музея в вечернее время. Архитектурные лучи фасада будут дополняться лазерными, а при необходимости будет устраиваться лазерное шоу. С помощью специальной светопроекционной техники на фасадах можно будет демонстрировать тематические ролики.

Купол Победы подсветят изнутри. Струи фонтана, который планируется разместить на площади Героев, тоже будут динамично подсвечиваться в вечернее время.

В дневное время сделать монументальные формы более выразительными, отражающими тему суровых военных дней поможет отделка. Фасады здания решаются на контрастном сочетании остекленных плоскостей отдельных элементов здания с темой монументальных наружных и внутренних стен, облицованных гранитом, металлом и металлизированным керамогранитом. Пилоны главного фасада будут облицованы нержавеющей сталью, титаном. Запроектировано спайдерное остекление отдельных участков наружных поверхностей фасадов стилобата (главный фасад и частично восточный фасад).

На снимке: мастер СУ-5 ОАО "Стройтрест №1" Сергей Игнатенко и плотник-бетонщик Александр Семак.

Фото БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter