Вице-глава Белорусской цыганской диаспоры Артур Гомонов: наш народ правильно называть «ромы»

Под защитой небес

Общественное объединение «Белорусская ­цыганская диаспора» примет активное участие в XIII Республиканском фестивале национальных культур, который пройдет 3—4 июня в Гродно. О жизни объединения, культурном вкладе цыганского народа и его трагедиях в XX веке мы поговорили с ­вице-главой объединения Артуром Гомоновым.


Во всем разнообразии

— Мы участвуем в этом замечательном фестивале с 1997 года, — говорит Артур Гомонов. — Фактически с момента создания общины в Беларуси. Такой форум очень важен для нас. Это не только прекрасная площадка для общения, но и замечательная возможность продемонстрировать культуру нашего народа во всем ее разнообразии. Поэтому мы ездим в Гродно на каждый фестиваль с разными коллективами. В этом году делаем упор на вокальное творчество.

На всех наших выступлениях всегда максимальное количество зрителей. Думаю, потому что нашу культуру издавна любят и ценят в Беларуси. В этом году диаспору в Гродно представят такие талантливые исполнители, как Александр Пелецкий и Маргарита Лурдж из Минска, Римма Казимирова из Могилева, Павел и Зарина Евсеевы из Гомеля, вокальный дуэт в составе Адама Калдыбенко и Анастасии Козырь из Мозыря.

Ромы и ромки

— Артур Иванович, читал, что по вашим канонам слово «цыгане» для вас звучит больше как прозвище, а правильно называть ваш народ…

— Ромы. Цыганка — ромка, язык — ромский.

— Давайте этого и будем придерживаться. Если посмотреть на историю общины, есть имена, которые внесли в ромскую культуру особый вклад?

— Таких интересных и достойных людей немало. Всех и не вспомнишь, кто-то уже ушел. В свое время многие знали мою маму Светлану Николаевну Гомонову, которая училась музыке вместе с Михаилом Финбергом. У нее было огромное количество учеников, она преподавала по классу баяна.

Многие знают имя Вальдемара Калинина. Он витебский ром, который сейчас живет в Англии. Работал в витебской школе учителем английского языка, переводчиком. У него есть знаменитый труд «Загадка балтийских цыган» — про ромов, белорусов, литовцев и поляков, про взаимоотношения этих народов, живших вместе на территории ВКЛ и Речи Посполитой. 25 лет Калинин переводил на ромский язык Библию и перевел ее. Это сумасшедший труд.

Михаил Цыбульский — человек-легенда, много лет проработал на Минском тракторном заводе. За свой труд он получал медали и премии. Его знал весь тракторный завод.

Глава нашей диаспоры Олег Козловский — видный общественный деятель, подвижник, вдохновитель многих наших проектов. 25 лет мы трудимся бок о бок, реализовали много интересных и масштабных мероприятий. У Козловского непререкаемый авторитет в нашей среде.

В Киеве живет и работает продюсер Дмитрий Климашенко, создававший великолепные телевизионные мюзиклы с участием звезд первой величины — Филиппа Киркорова, Валерии, Лолиты. Это было еще до всех трагических событий. Он пишет замечательную современную музыку, у него своя студия. Климашенко принимал участие и в жюри конкурса молодых исполнителей на фестивале «Славянский базар в Витебске».

Наш народ талантлив и в спорте, и в искусстве, у нас много мастеров спорта, известных фигуристов, футболистов, много талантливых скрипачей. Так что перечислять знаковые имена можно долго. Нам есть чем гордиться. Среди ромов много уважаемых личностей.

Кстати, когда говорят «барон», по большому счету это лингвистическая ошибка. В таборные времена главного человека в таборе называли на ромском языке «баро», что означало «большой». Но так как в XV—XVI веках существовали различные титулы — герцоги, графы и бароны, кто-то услышал это слово с лишним «н» на конце, как «барон». Так оно и пошло в мир.

— Ромы с этим смирились?

— Просто приняли. Я всегда пытаюсь об этом говорить, внутри нашей диаспоры нет никаких «баронов». Есть уважаемые люди, которые всегда могут помочь в трудной жизненной ситуации и обладают большим авторитетом в своих городах. Они живут в Минске, Бобруйске, Ошмянах, Гомеле, Витебске, Барановичах. Кто-то из них связан общественными обязательствами, выступает с инициативами, чаще контактирует с представителями местной власти, аппаратом уполномоченного по делам религий и национальностей, Республиканским центром национальных культур, с которым у нас заключено соглашение о совместной деятельности в сфере культуры. В каждом городе и районе всегда есть такой посредник между ромским сообществом и внешним миром.

К слову, около 60 процентов всех белорусских ромов живут в Гомельской области.

Фото из архива «СБ»

Жертвы Холокоста

— Вам бы хотелось, чтобы ромы были больше представлены в институтах власти?

— Ромы сами этого не очень хотят. Мне, например, неоднократно предлагали избираться депутатом местного Совета, но передо мной и так стоит немало задач, много работы и ответственности перед диаспорой, поэтому от депутатского поприща я пока отказываюсь.

— Вы ведь видите сегодня ситуацию не только внутри Беларуси, у вас обширные и международные связи.

— Да, дело в том, что я являюсь депутатом Международного союза ромов. Возглавляет его Нормунд Рудевич. У меня много друзей в Европе. Они приезжают в Беларусь из Румынии, Сербии, Англии, Латвии, Украины. Время от времени мы обмениваемся информацией и своими мнениями. В основном концентрируем силы на образовательных проектах в той же Румынии, где сейчас проживает наибольшее количество цыган. Я знаю, как живут ромы в Румынии, Украине, Англии…

— И как же?

— В Румынии, Сербии, Болгарии, Чехии, Хорватии, можно сказать, к ромам относятся плохо. Время от времени возникают конфликтные ситуации именно по национальному признаку. Власти вроде и пытаются защитить наше сообщество, но особых результатов не видно. О чем можно говорить, если в 2003 году я увидел в Праге объявление на входе в кафе: «Цыганам вход запрещен». По-моему, это абсурд.

— В чем причины такого негативного отношения?

— Чтобы понять причины, надо углубиться в историю: проблемы у цыган сегодня есть в тех странах, которые в свое время помогали фашизму. Та же Румыния официально состояла в армии вермахта, как и Чехия. Их политике сегодня свойственна националистическая направленность, они подвержены национализму. Наш народ очень сильно пострадал и от национализма, и от фашизма. Евреи и ромы — общепризнанные жертвы Холокоста.

— Официальная цифра жертв сегодня какова? 

— Она очень разнится, но чаще всего фигурирует цифра 1,5 миллиона человек. Наш народ очень пострадал от геноцида во время Второй мировой войны. Чтобы помнить об этом, мы ездили по белорусским городам с выставкой «Память геноцида ромов времен Великой Отечественной войны» — размещали на баннерах фотографии и короткие рассказы ромов, которые помнят времена войны. Конечно, это сегодня очень старые люди, но тем не менее. Я брал у них интервью.

— Какие места в Беларуси связаны с этой трагической темой?

— Мест много, но что-то неизбежно стирается из людской памяти. Многие оставшиеся в живых свидетели тогда были совсем маленькими детьми, они не все помнят. Есть, например, местечко Норшты в Ошмянском районе. Здесь были расстреляны 44 человека. Перед смертью они сами себе копали могилы... За 7-й городской клинической больницей по улице Орловской в Минске на поле есть место, где захоронено около 10 тысяч человек. Их гнали из Тростенца и Красного Урочища. Вместе со всеми здесь погибли около 800—900 цыган. В этом году мы собираемся взять с того места землю в колбу и отвезти ее в крипту Храма Всех Святых. Там собрана земля из разных трагических мест массового уничтожения мирных граждан и сражений, например с Курской дуги.

Есть цыганские захоронения в Колдычево под Барановичами, где гитлеровцы организовали концентрационный лагерь, действовавший до ­июля 1944 года. В нем погибли ромы, евреи, поляки… Каждая из диаспор поставила там свой памятник. Благодаря поддержке Барановичского райисполкома установлен общий мемориал в виде стены с арками. Вверху — православный и католический кресты, Звезда Давида.

— Ромам сегодня нужно покаяние от потомков бывших палачей и нацистских преступников?

— Однажды в Гомеле мы зашли вместе с немецкими журналистами к одному старому рому. Меня он хорошо знал, но когда услышал немецкую речь, вдруг закричал: «Вон с хаты!» Вот и думайте, нужно это покаяние или нет, если человек, который застал войну совсем маленьким ребенком, до сих пор так остро реагирует на немецкую речь. Хотя, конечно, мы православные люди, и всепрощение заложено в нашей православной культуре, со временем мы прощаем своих врагов.

Разрушая стереотипы

— Артур Иванович, сейчас редко говорят о том, что многие известные люди, например Билл Клинтон, певец Принс, Чарли Чаплин, имели ромские корни. Может быть, нужно больше говорить об этом?

— А зачем? Что даст, если мы будем больше говорить об этом? Те, кто интересуется нашей культурой, и так об этом знают. Да, Чарли Чаплин до 8 лет находился в таборе, скитался и был неприкаянным, потом его забрали. И эта страница его биографии была окутана тайной.
Наша молодежь чтит старших, всегда с интересом слушает рассказы старшего поколения о Великой Отечественной войне, о таборной жизни. Интересуется, как и где раньше жили предки, чем занимались. У нас это все передается из уст в уста
Все знают, что мы внесли огромный вклад в сохранение русского романса. В нулевые годы XXI века русского романса просто не существовало бы без цыганских ансамблей и исполнителей. Об этом говорят и пишут просвещенные музыкальные критики. Возможно, поэтому все наши коллективы сегодня очень востребованы на корпоративных выступлениях и концертах. Их любят простые слушатели в Беларуси, Венгрии, Румынии, во многих балканских странах. Порой даже сложно определить, ромская это музыка или балканская. Есть целое отдельное направление цыганского джаза.

— Насколько активно ваша община контактирует с другими подобными объединениями?

— Когда наша диаспора была совсем молодая, мы делали, наверное, это чаще. Нам были важны все контакты. Дружили с архитектором Леонидом Левиным, председателем Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин, автором многих известных памятников. Работал он и над созданием мемориального комплекса «Хатынь». Я многому научился у Леонида Менделевича, даже каким-то дипломатическим навыкам. Мы не раз отправлялись с ним в совместные поездки.

— Артур Иванович, в XXI веке ромы перестали быть кочевниками?

— (Смеется.) Они перестали ими быть еще в XX веке, с тех пор как в 1956 году появился указ Верховного Совета против бродяжничества. Тогда стали организовываться ромские колхозы. Ромы становились кузнецами, пахарями, трактористами. Им давали хорошие дома в колхозах. Такое хозяйство появилось в Полоцком районе, еще одно — под Смоленском.

— Но в вашем фольклоре по-прежнему существует культ свободы, воли, дороги? Не знаю ни одной цыганской песни о колхозе.

— Да, свобода, солнце, воздух, дорога — наша ромская суть. Она остается с нами во все времена.

— Как ромы чувствуют себя сегодня в Беларуси?
— В Беларуси ромы такие же полноправные граждане страны, как и сами белорусы. Они получают бесплатное образование, пользуются бесплатной медициной. Наши люди работают сегодня везде: в школах, медицинской сфере, юриспруденции. С появлением все большего количества квалифицированных ромов мы шире интегрируемся в социум.
Единственное, чего мне хотелось бы, чтобы ромов охотнее принимали на работу. Увы, такая проблема еще есть. Конечно, не везде и не повсеместно, но все же имеет место. При этом ромы не претендуют на место директора предприятия или главного инженера. Они идут на простые работы — уборка помещений, доставка продуктов.

Мы даем профессиональные советы, подсказываем, обучаем. Есть сферы, которые ромам исторически близки. Их стихия — торговля. Они привыкли торговать на базаре. Раньше держали скотину, даже в Минске, и неплохо этим зарабатывали. Например, 7—10 месяцев растили 10 свиней, потом продавали мясо. Или выращивали за год 10 телят, сдавали их и покупали новые «Жигули». Такие были заработки в советское время.

О проблеме трудоустройства ромов я говорю во многих госучреждениях и встречаю поддержку. Государственные структуры берут наших людей на работу охотнее, чем частные.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter