Иногда хочется похвалить себя, любимого. Особенно когда сделаешь что-то такое хорошее, нужное, что до тебя никто не делал, да и не сделает. Ну, скажите, кто еще расскажет вам об уникальном сельском оркестрике, музыканты которого обслуживали свадьбы этого приозерья Браславщины. Их давно уже нет в живых, в некогда красивых, а ныне одиноких их хатах не звучит даже человеческий говор. А вот чудо — в душах тех совсем немолодых людей, кто еще жив в этих краях и знал этих музыкантов, звучит дивная музыка того необычного, потому и уникального оркестра. Уникального хотя бы потому, что состоял он всего из трех музыкантов, а сочетание инструментов, на которых они играли, вы вряд ли когда-нибудь слышали. Это кларнет, аккордеон и цимбалы. Один из играющих использовал одновременно еще и бубен. Все они были самоучки-любители. Необъяснимо и загадочно и то, что все они ушли из жизни в течение полугода и отнюдь не по своей воле. Но о грустном — позже. Сейчас же скажу о том, что играли эти самоучки все, что только можно представить. И полонез Огинского, и… «Рябину кудрявую», все известные вальсы, такие, скажем, как «На сопках Маньчжурии», даже марш «Прощание славянки» и, разумеется, танго, польки, краковяк… Их любили и обожали. И вот сейчас из далекого нынешнего времени отсылаю им и я свою благодарность. Я много расспрашивал о тех музыкантах, об их репертуаре, о том, что они были сами за люди. Может, потому, когда и сам в одиночестве сижу в беседке за чашкой чая или фужером хорошего вина, тоже слышу чарующие звуки кларнета, торопливый и нежный говор аккордеона, успокаивающий напев цимбал, серьезное звучание бубна.
Но пора рассказать и о самих музыкантах. Недавно умерла Регина — жена Мечислава, который играл в том оркестре на аккордеоне. Я знал ее лет десять и потому время от времени слышал ее воспоминания о тех днях, когда ее мужа приглашали с друзьями по оркестру на все свадьбы. Мечислав был худощавым, жилистым мужчиной. Веселый, жизнерадостный, умел и поработать, и отдохнуть. Однако и вспылить мог неожиданно. Такой вот маленький вулканчик.
В противовес ему был Казимир. Никто так и не сказал мне, даже супруга Казимира Надежда, когда и у кого он научился играть на кларнете. Тихий, спокойный, основательный в суждениях человек. Любил природу и потому ценил свою работу лесничего.
У третьего — Юзефа — все в семье играли на цимбалах. Любили этот инструмент и хорошо им владели. А Юзеф, казалось, превзошел всех. Играл виртуозно, с душой. Это отмечали все. Может, потому он и стал неформально старшим в этой маленькой команде. Этаким капитаном.
Надо сказать, что друзья-музыканты никогда не ссорились. Не могли их поссорить даже деньги, которые им платили за работу на свадьбах. Определенной таксы, как говорят в таких случаях, у них не было. Давали кто сколько мог. Понятно, в послевоенное время все жили скромно. Случалось, что за игру на таких свадьбах не платили вовсе, а угощали мешком картофеля или бочонком моченых яблок.
Как уже сказано, между собой они не ссорились. Однако и спуску никому из хулиганов не давали. Так и драк на мероприятиях с участием этой троицы, как правило, не было. Люди знали, что особо буйных они всегда поставят на место.
Надо честно признать, что самым большим трезвенником среди них был Юзеф. Мечислав и Казимир могли себе позволить больше. Однако, как говорится, в пределах допустимого.
Все шло своим чередом. Люди женились, играли свадьбы. Росли, мужали дети и у наших музыкантов. Но все когда-то кончается… Особенно обидно, когда это происходит неожиданно и необъяснимо…
Случилась беда и с маленьким оркестром под управлением любви. Тон трагической цепочке задал Мечислав. Регина потом вспоминала: неспокойно в тот день было у нее на душе. Словно предчувствовала что-то. Да и сам Мечислав уже с утра показался ей каким-то грустным. Редко таким его видела. На повозке с лошадью повез он в тот день молоко в Браслав. Однако там его по каким-то причинам не приняли. Вроде как подкисшим оказалось. Отправился назад домой. Вернее — на ферму. Видно, не рассчитал во времени. Рано темнело. Да, может, и заговорился с кем-нибудь по дороге домой. Путь неблизкий. Вот и сбил его грузовик. Утром, когда нашли, лошадь еще хрипела. А вот Мечислав лежал мертвый, придавленный повозкой. Видно, мучительно уходил из жизни. Наверное, сквозь боль вспоминал и счастливые минуты, когда звучал в сельском оркестре его аккордеон.
Не менее трагичной оказалась и судьба Казимира. А ведь и месяца не прошло!..
За озером жила его дальняя родственница. Передали, что хочет она его видеть по какому-то делу. Выбрал время и пошел напрямик по льду к той женщине. Свидетели потом говорили, что пробыл он там недолго. Ушел еще засветло. Но домой так и не вернулся. Пропал бесследно. Искали, конечно. Не нашли. И только весной, когда вскрылись реки и озера, обнаружили останки музыканта в Друйке. Как он оказался в этой неширокой и спокойной речушке — никто так объяснить и не смог.
Совсем затужил Юзеф. В течение нескольких месяцев пришлось быть на похоронах своих лучших друзей — Мечислава и Казимира. Казалось, осунулся, постарел и сник. Жена Клавдия потом говорила, что у него даже брови поседели.
Но уже торопилась весна. Сколько можно тужить? Юзеф понял, что свадеб, куда будут его приглашать, уже больше не будет. И тогда он придумал другое. Вознамерился написать какую-нибудь очень волнующую мелодию и посвятить ее своим безвременно ушедшим друзьям по оркестру. Благое дело! Когда появляется какая-нибудь большая цель, легче воспрянуть духом. Вот и Юзеф, по словам Клавдии, воодушевился, в глазах появился некий блеск. Вот только вышло все не так, как ожидал. Свежим весенним днем Юзеф пошел перевязать коня и почувствовал себя плохо. Присел под яблонькой перевести дух, но так и не поднялся. Врачи потом сказали, что сердце оказалось слабеньким. Однако соседи и родственники недоумевали: Юзеф всегда выглядел крепким мужчиной.
Так за полгода не стало сельского оркестра. Когда очередной свидетель Мария Федоровна, женщина лет восьмидесяти с небольшим, рассказывала мне о тех людях, о том времени, когда на окрестных свадьбах звучала музыка этой маленькой команды, я спросил, не помнит ли она, что именно играли они на самом финише, так сказать, своей популярности. «Ну как же, помню, — ответила она. — Особенно хорошо они играли вальс. Я его и сейчас помню, — и глаза у старой женщины в тот миг, казалось, помолодели…
Раньше за собой этого не замечал, но, кажется, с годами становлюсь сентиментальным. Вот и та история с оркестром, наполовину счастливая, наполовину трагичная, что-то растрогала меня. По-любому спасибо тем музыкантам за то, что в тихие вечера, когда любуюсь красотой этих мест, слышу те далекие мелодии. А еще в такие минуты благодарю Всевышнего за то, что из такого своего одиночества мне еще есть пока куда возвращаться.
Последний вальс сельского оркестра
Под управлением любви
Из серии «Драмы Ленивого озера»
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.