Под "прицелом"... или Как я работала на обочине

Стрелка на спидометре неотвратимо ползет к отметке 200.
Стрелка на спидометре неотвратимо ползет к отметке 200. Дорога медленно уходит влево. Динамики громыхают почти на полную мощь. Одна рука на руле, другая нежно поглаживает коленку попутчицы. Многие мужчины - поклонники хороших машин, красивых женщин и больших скоростей - предпочитают именно так коротать время за баранкой. Говорят - кайф, драйв, романтика!

Правда, вся эта романтика может закончиться очень быстро, если, увлекшись прелестями подруги, водитель не впишется в очередной поворот или при обгоне выскочит на встречную полосу... Поэтому на дорогах и устанавливают шумовые полосы, спящих полицейских и прочие технические "штучки". А статистика, увы, неумолима: каждое четвертое ДТП происходит из-за превышения скорости. Нарушителю, казалось, впору обрадоваться, что ведущий к аварии "кайф" прерывается жезлом "гаишника". Но люди при встрече с инспектором ДПС почему-то не испытывают радостных эмоций. Это я замечала и сидя за рулем, и будучи на месте той самой пассажирки с коленкой, и... когда полосатая палочка оказалась в моих собственных руках.

Точность - вежливость инспекторов ДПС

Меня заранее предупредили, что работать на дороге девушке непросто. На ногах проводишь не менее половины 8-часового рабочего дня, а остальное время - патрулируя дороги, регулируя дорожное движение, разбирая нарушения и оформляя протоколы ДТП. Круговорот людей утомляет. К тому же частенько попадаются грубияны, которым приходится порой вежливо по несколько раз объяснять суть допущенных ими нарушений. Ну, думала, хоть денег "заработаю", ведь любой водитель любит рассказывать, как полюбовно можно "договориться" с ГАИ...

Постигать азы профессии на практике я выехала с нарядом ДПС Минского областного УГАИ на трассу Минск - Дзержинск. Для полного "вхождения" в образ приоделась в форму, нацепила пилотку, чтоб все - чин чином.

Существуют три возможных варианта несения службы: открытый (когда милиционеры - в машине ГАИ), скрытый (патрульные - в обыкновенном, к примеру, "жигуленке") и смешанный, когда одна из двух патрульных машин "гражданской" окраски, другая - милицейской. Из них мы выбрали первый - самый распространенный. "Зачем прятаться, - мудро рассудил старший инспектор нашего экипажа Александр Присмаков, - водители, превышая скорость, совсем не стесняются, а техника "увидит" нарушителя за километр".

Установив в патрульной машине радар, мы остановились перед изгибом дороги. Долго ждать не пришлось. Уже через пять минут навстречу со скоростью 112 км/час вырулил "Форд". Видеофиксатор пронзительно запищал. Александр поспешил остановить машину, а я для пущей убедительности сделала самое серьезное лицо. Я помалкивала и запоминала, как нужно представляться и что говорить.

Правда и ложь на колесах

Те, кто ехал, не нарушая правил, разглядывали меня с любопытством, долго оглядываясь вслед. Еще бы: "гаишница" на дороге - экзотика. А вот на лицах водителей-нарушителей при виде девушки в форме большой радости не наблюдалось. Поглядывали как-то искоса, будто подозревая подвох...

...Смиренно усевшись в машину ДПС, очередной "гонщик" с неподдельным интересом рассматривал цветное изображение собственного авто на экране. Ему было невдомек, что умная техника зафиксировала скорость авто, запомнила дату и время задолго до того, как он, заметив машину ДПС, нажал на тормоз. О мысли отвертеться, мол, я - не я и скорость не моя, - пришлось забыть и распрощаться с 38 тысячами рублей. По правилам, если денег с собой нет, изымается водительское удостоверение, составляется протокол, выдается постановление на штраф. Документы возвращаются владельцу после оплаты штрафа, но в талоне "красуется" отметка о нарушении.

Не успел выйти из машины, понурив голову, оштрафованный водитель, как вновь раздался характерный писк, а на мониторе замигали красные цифры - 124. Снова взметнулся жезл, история повторилась... С той лишь разницей, что после оглашения суммы штрафа еле слышно послышалось: "А может, не надо?" Как ни хотелось водителю лишаться кровных тысяч, повторной попытки договориться после сурового милицейского "Надо!", не последовало. И опять госбюджет пополнился на 38 тысяч рублей.

Но когда остановили следующего водителя, превысившего скорость, сердце Александра дрогнуло. На "лишние" 20 км/час инспектор "закрыл глаза" - в машине сидела молодая женщина с годовалым малышом. Отец долго объяснял, что они очень торопились - везли ребенка в больницу. Ну как тут не проявить понимание?

Кстати, избежать наказания пытаются многие, на ходу придумывая, что спешат в аэропорт, на вокзал, к ложу умирающей тетушки, на свадьбу друга или на похороны любимой собачки...

Работая на дороге днями, невольно психологом станешь. "Гаишники" почти всегда безошибочно определяют, кто врет, а кто правду говорит. Очередному нарушителю мы не поверили. 65-летний дедушка летел со скоростью 124 км/час при положенных 90. Потом активно извинялся, стал объяснять, что торопится с дачи в Минск: мол, квартиру затопили. Но уж как-то он больно живо и радостно описывал всевозможные последствия потопа... Правда, в итоге с немаленьким наказанием (57 тысяч рублей) согласился. "На дороге 70 процентов автомобилистов - люди сознательные, - объяснял мне Виктор. - Если нарушили - платят".

И тут, прямо как по заказу, в подтверждение его слов я останавливаю машину. На экране высвечивается 106. За такое нарушение штраф от 9,5 до 19 тысяч рублей. Решили наказать по минимуму. А поскольку превышение незначительное, протокол не составляется, и талон остается чистым. Только у молодого человека с собой было всего 5 тысяч, которые оформлению никак не поддаются... Решили простить, но парень честно пообещал, что привезет недостающую сумму на обратном пути. Уточнив, сколько мы еще будем стоять на этом месте, взял документы и уехал. Вот, думаю, повезло, отделался легким испугом, только мы его и видели. Ан нет! Не прошло и 20 минут, как парень вернулся - привез 9,5 тысячи. Когда получил квитанцию, еще и спасибо (!) сказал. Переволновался, наверное.

Что таится под густой тонировкой?

Зато следующий наш "клиент" на серебристом тонированном БМВ не волновался ничуть. На взмах жезла он остановился, правда, не на обочине, притормозил у разделительной полосы. Номера указывали на принадлежность к высшему городскому "автообществу".

Помнится, несколько лет назад информагентства всего мира разнесли сообщение о том, что кортеж премьер-министра канадского правительства был остановлен в курортной зоне какого-то не слишком большого города в провинции Квебек за превышение разрешенной скорости (50 км/час). Сопровождавшие пытались объяснить полицейским, что глава правительства торопится по делам государственной важности. Однако у стражей дорожного порядка на это был аргументированный ответ: высшая государственная важность - это безопасность горожан. Как логический итог - нарушителю выписали штраф на сумму в 500 канадских долларов...

Представить аналогичную картину где-нибудь под Минском сложно. Дело в том, что слишком много развелось не по рангу амбициозных "старших помощников младшего дворника". Из-под густой тонировки так и сочится бескультурье. "Бывает, - говорит Виктор, - останавливаем нарушителя, на всех парах промчавшегося по разделительной полосе. Тут-то и начинается "выход пара". Виновник - помощник какого-нибудь условного депутата Палаты представителей предыдущего созыва, первым делом начинает угрожать: "Еще, мол, прощения просить будешь!" Мне в этом смысле повезло, ни один из остановленных водителей не нахамил, что, по словам инспекторов, большая редкость. Видно, нашим мужчинам все же стыдно в глазах дамы выглядеть и нарушителем, и хамом.

Превышение скоростного режима, пожалуй, самое распространенное из нарушений. "Но хватает и нетрезвых водителей, отчаянных пешеходов, неумелых велосипедистов, - рассказывает Александр Присмаков. - Мы и преступников ловим. Видим, к примеру, машина очень уж сильно проседает. Тормозим, а там, как потом выясняется, краденые вещи". Мне такого увидеть собственными глазами не довелось: то ли к счастью, то ли к сожалению. Но однозначно здорово, что я не стала свидетельницей печальной мировой статистики, согласно которой каждые 2,5 минуты на дорогах погибает 1 человек.



Кстати

Внезапно вышедшего на дорогу пешехода водитель замечает за 50 метров, а движущаяся со скоростью 100 км/час машина, прежде чем остановиться, проезжает 70 метров. Снижение скорости на 10 км/час уменьшает тяжесть последствий ДТП на 30 - 40 процентов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter