СКАЗАНО
Президент Александр Лукашенко:
— Конечно, самый главный вопрос для нас сейчас — импортозамещение… Мы будем вас поддавливать. Импортозамещение — это шанс. С одной стороны, шанс. С другой стороны, тяжелая работа. Нам надо задействовать производства, которые сейчас не очень работают. Надо пристегнуть такие предприятия, загрузить.
В ходе рабочей поездки в Бобруйск, 17 июня 2022 г.
Инновационное окно на большом рынке
По мнению профессора Белгосуниверситета Михаила Ковалева, сейчас для производителей импортозамещающей продукции уникальное время:— Внутренний рынок и российский готовы потребить всю выпущенную продукцию. При этом надо понимать, что надо замещать, а что нет. Невозможно, да и нет смысла, все производить самим, когда можно сократить издержки и купить нужную деталь.
В нынешних условиях я рассматривал бы импортозамещение для Беларуси с точки зрения насыщения российского рынка. Для белорусской промышленности сейчас открылось новое инновационное окно возможностей на большом рынке. Причем мы можем производить продукцию в различных сферах. В первую очередь надо сосредоточиться на микроэлектронике и станкостроении.Эксперт отмечает:
— За один-два месяца наладить производство абсолютно новых изделий непросто. Самое главное — импортозамещение надо делать высокотехнологичным. Чтобы мы повышали свой технологический уровень. Поэтому всем предприятиям, нуждающимся в импортозамещающей продукции, следует создать инкубаторы бизнеса, переместить туда с заводов часть своих специалистов. И пусть они создают то, что надо предприятию.
На производстве «Бобруйскагромаш».
Формула успеха: комплексность и оперативность
Белорусские предприятия в условиях санкций успешно решают вопросы импортозамещения и переориентируют экспортные поставки на рынки дружественных стран, заявила в эфире телеканала ОНТ заместитель председателя Мингорисполкома Надежда Лазаревич, ранее возглавлявшая ОАО «Управляющая компания «Бобруйскагромаш»:— Мы говорим об импортозамещении уже не первый год, но теперь это особенно актуально. За четыре месяца наши крупные производители потрудились очень хорошо, комплексно. В системе Министерства промышленности отработаны почти все узлы, распределены по производствам.
Что немаловажно, мы сохранили не только наши крупные предприятия, но и малые. Речицкий метизный, Оршанский инструментальный — продукция этих заводов была не так актуальна, скажем, три года назад, а сейчас востребована. Там есть люди и сохранены компетенции.Надежда Лазаревич обозначила и хорошие перспективы белорусских предприятий на внешних рынках:
— Мы не остановились на время пандемии и только увеличиваем объемы. Можем быстро сориентироваться и сделать продукт, необходимый тому или иному рынку.
С учетом реалий
Как отмечает маркетинг-директор Минского тракторного завода Михаил Кадников, главная задача предприятия — рост экспорта при условии удовлетворения спроса на внутреннем рынке. Благодаря поставкам продукции завода за рубеж удалось получить выручку более 715 миллионов долларов. В планах — увеличить объем экспорта минимум до 800 миллионов долларов и к 2025 году прийти к прибыли в миллиард долларов.— Работа на предприятии ведется с учетом нынешних реалий, — сообщил «СБ. Беларусь сегодня» Михаил Кадников. — Предприятие оперативно принимает решения по перенаправлению потоков, оптимизирует схемы, изыскивая каждый раз новые возможности.
Маркетинг-директор МТЗ отмечает, что в планах предприятия — увеличение объемов продаж в Россию, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Пакистан, Вьетнам. Традиционно высоким остается спрос на белорусскую сельскохозяйственную технику в Африке. Планируют возобновление поставок на Кубу и возрождение сборочного производства тракторов BELARUS в Венесуэле.
Стимул для роста
Александр Кижук, заместитель генерального директора по развитию и экономике СОАО «Коммунарка», уверен, что любые препятствия являются не только проблемой, но и возможностью для развития и роста. Предприятие довольно быстро адаптировалось под новые условия.— Для минимизации санкционного давления на производственную деятельность фабрики на регулярной основе проводится работа по оптимизации рецептур, производится замена импортного сырья на отечественное с учетом технологических требований, — говорит он.
По словам Александра Кижука, качественные и вкусовые характеристики при этом не страдают. Что касается поставок сырья критического импорта, то здесь тоже был найден выход: предприятие начало его закупку у поставщиков из дружественных стран.
isaenok@sb.by
celyuk@sb.by