Профтехобразование — важнейшее звено в подготовке специалистов
«Мы ни в коем случае не должны уничтожить профтехобразование», — подчеркнул Президент на Республиканском педсовете 27 августа. Убедительным аргументом выступает сама жизнь, не станет профтехобразования — не будет хватать квалифицированных рабочих кадров, как в других странах постсоветского пространства, где не сохранили систему ПТО. На примере Витебского государственного технического колледжа узнали, как в Беларуси учреждения профтехобразования готовят работников под реальные потребности экономики.

В Витебском государственном техническом колледже ориентируются на требования рынка. Сейчас здесь готовят специалистов в сферах компьютерной безопасности, робототехники, строительства, машиностроения. На семи отделениях обучают по 14 специальностям среднего специального и 37 программам профессионально-технического образования, среди которых операторы станков с ПУ, токари, фрезеровщики, слесари механосборочных работ, электрики, дорожные строители, сварщики, каменщики, облицовщики-плиточники. Кроме того, на отделении ПТО учреждение образования дает одновременно две-три профессии, например «монтажник, плотник, электромонтер», а обучающиеся на ССО, помимо основной специальности техника, могут получить дополнительно до пяти родственных рабочих профессий. И все они сегодня востребованы на рынке труда. Проблем с трудоустройством у выпускников колледжа не возникает.
— Мы постоянно отслеживаем потребность экономики в кадрах, маневрируем с учетом развития новых направлений и производств, — говорит директор ВГТК Александр Лосякин. — У колледжа налажены тесные связи с 460 предприятиями, под потребности которых формируем план приема по разным специальностям на 3—5 лет вперед. Планировать должны не только учреждения образования, но и предприятия, чтобы не получилось так, что кому-то вдруг понадобится, например, фрезеровщик или токарь. А их нужно учить три года, за год подготовить не сможем. И в избытке кадры не готовим, чтобы выпускникам не пришлось идти в центр занятости.

Исходя из спроса, колледж проводит профориентационную работу среди учащихся школ. На одни профессии набирает больше людей, на другие — приостанавливает прием. К примеру, в 2023-м не набирали дорожных строителей, потому что спрос на них упал. Однако в этом опять возобновили прием, так как эти специалисты снова стали востребованы. Такой же подход по всем профессиям.
Отслеживают в ВГТК и развитие новых технологий, стараются в учебе применять современное оборудование, направлять учащихся на практику на передовые предприятия, на те, где через несколько лет им предстоит работать. Поэтому в колледже гарантируют 100-процентное распределение каждого выпускника.

Сейчас в Витебском государственном техническом колледже обучается около 2 тысяч человек, среди которых почти половина — иногородние из разных регионов Беларуси, рассказывает Александр Лосякин:
— Когда к нам поступают ребята из сельской местности, которые желают вернуться потом на свою малую родину и работать там, мы это поддерживаем, направляем туда на практику, распределяем. Сотрудничаем и со столичными предприятиями, в том числе с МАЗом, МТЗ. Так что наших выпускников знают на предприятиях всей страны. Обучаются у нас и иностранцы. Сегодня — по два гражданина Латвии и России. Буквально месяц назад парень из Ирана по индивидуальной программе получил в нашем колледже профессию облицовщика-плиточника, и языковой барьер не стал препятствием для получения им второго разряда. Будем и дальше развивать экспорт образовательных услуг.

Колледж сотрудничает с несколькими университетами, где ежегодно десятки выпускников ВГТК продолжают обучение на дневном и заочном отделениях, в 2024-м поступили 34 человека. Александр Лосякин убежден, что стать прекрасными инженерами в будущем талантливым ребятам помогают навыки, полученные во время учебы в колледже.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Ректор ВГУ имени П. М. Машерова доктор экономических наук Валентина Богатырева:


alimova@sb.by