Под покровом Майдана

В Украине снова пытаются «переписать» историю
В Украине снова пытаются «переписать» историю

Покров Пресвятой Богородицы, который отмечался в минувшие выходные, — особый праздник для «самостийной» Украины. Особый еще и потому, что в этот день в далеком 1942 году на оккупированных землях Галиччины была создана Украинская повстанческая армия (УПА). Та самая, которая вписала в историю немало темных страниц сотрудничества с фашистами и борьбы с «советскими оккупантами».

И сегодня, готовясь к очередной дате — 64–й годовщине образования УПА, ее сторонники пообещали «реки крови» тем, кто встанет на их пути. Наш корреспондент провел минувшие выходные в самой гуще событий, наблюдая марш ветеранов УПА в центре Киева.

...Утренний туман еще лениво гоняет голубей по Майдану, а спецподразделения внутренних войск уже активно оцепливают Крещатик и все прилегающие улицы. Накануне Шевченковский суд Киева вынес решение о запрете любых акций на главном проспекте города и на самом Майдане.

Ближе к полудню подтягивается основная часть протестующих. Чтобы не допустить националистов на Майдан, «левые» занимают позиции с обоих въездов на Крещатик. С одной стороны — Прогрессивная социалистическая партия с Натальей Витренко, с другой — коммунисты с красными знаменами. Из динамиков звучит: «Вставай, страна народная...»

Собственно говоря, «бандеровцы» и молодежь из УНА–УНСО с флагами, эмблема на которых сильно смахивает на фашистскую свастику, на Крещатик уже не хотят. Понимая всю бесперспективность прорваться сквозь кордон из милиции и «левых», они удаляются к Софийскому собору — на панихиду по погибшим «за освобождение Украины». Кто–то из противостоящей колонны запускает в бывших бойцов УПА спелый помидор. Эти седые старики с трясущимися руками, в необычной зеленой форме, похоже, с трудом понимают цель акции. Лишь немного оживляются, когда речь заходит о возможных пенсиях и получении таких же льгот, какие имеют участники Великой Отечественной войны. Апофеозом митинга становится текст обращения к президенту о признании УПА.

Уже позднее стало известно, что Виктор Ющенко поддался на «уговоры» толпы. Неизвестно, подписал он слово в слово тот указ, который зачитывал на Софийской площади лидер националистов Олег Тягнибок, или же использовал свой вариант, но ясно одно: «пламя раздора» разгорится с новой силой. Теперь документ должен пройти процедуру согласования в Верховной Раде.

Глядя на молодежь, наиболее горячо поддерживающую националистические идеи, я невольно подумал о том, что вакуум 90–х годов, когда в Украине отрицалось все советское и учебники переписывались не один раз, привел к тому, что молодые люди просто пропустили важнейший период своей истории. Ведь в Украине была не только УПА и Степан Бандера, не только борьба за «незалежнасць», но и Бабий Яр, и расстрел на стадионе «Динамо» в том же памятном 1942 году. А значит, еще не поздно изучить прошлое, чтобы не повторять ошибок в будущем.

...Сумерки спускаются на Киев так же плавно, как и исчезают участники противостояния. Возле Майдана остается лишь кучка активно жестикулирующих людей. Подойдя вплотную, я слышу слова молитвы. Благообразный монах внушает парням в бандеровской форме мысли о покаянии. Свежий ветер со стороны Днепра подхватывает его слова и несет над городом...

Минск — Киев.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter