Под одну гребенку?

Нет некрасивых женщин.
Нет некрасивых женщин. Есть женщины, которые не умеют сделать себя красивыми, утверждают дизайнеры. Об этом стоит помнить, причем не только слабой половине человечества. И проще всего начать лепить из себя красавицу или красавца с... головы, вернее, с того, что на ней естественным образом растет. Специалисты не дадут соврать: хорошая прическа - половина успеха. Особенно весной, когда наши волосы пережили изрядный стресс, резкие перепады температур, компрессы из головных уборов, и теперь вместо того, чтобы пушиться и развеваться, радуясь солнышку, они секутся, слипаются и висят сосульками. Так и хочется чуда: войти в дверь салона или парикмахерской золушкой, а выйти оттуда принцессой.

Случайность - не всегда признак закономерности

"Привело меня в эту парикмахерскую стечение обстоятельств, - жалуется минчанка Елена, недавно из очаровательной шатенки превратившаяся в рыже-пепельную блондинку. Собственно, подстричься хотела ее бабушка. А девушка взялась сопровождать старушку в открывшуюся при универсаме мини-парикмахерскую и заодно решила сделать модное нынче колорирование. Волосы не зубы, конечно, отрастут, и от сотворенного безобразия не останется и следа, однако некоторые особенности цирюльницкого бизнеса в Беларуси надо бы усвоить.

Государственных парикмахерских в стране больше нет или почти нет, особенно в крупных городах. Оставшиеся делятся на 4 группы. По мере убывания набора услуг: салон-люкс, салон, парикмахерская и кабинет. Основных признаков категории несколько - интерьер, комфортность, уровень технического оснащения и квалификация мастеров. Скажем, в люксе половина обслуживающего клиентов персонала - модельеры или парикмахеры наивысшего, 6-го, разряда. Они должны уметь все: выбрать подходящую длину и форму прически с учетом структуры волос клиента, сделать окраску и завивку любой сложности и прочее. Как правило, люксы укомплектованы лауреатами и победителями республиканских и международных конкурсов. Эти именные награды сотрудников являются частью брэнда салона-люкса и позволяют его обладателю на 40 процентов увеличить цену на свои услуги. В обычных парикмахерских все гораздо прозаичнее. Они довольствуются мастерами 4-го и 3-го (самого низкого) разрядов. Согласно тарифно-квалификационному справочнику, такой специалист обучен массажу головы, секретам профилактического ухода за волосами, технологии модельной и обычной стрижки, укладки, химзавивки и простого окрашивания волос. Все остальное он, конечно, может сделать, но качество не гарантируется.

Кстати, с середины 2002 года парикмахерские услуги у нас сертифицируются, и соответствие их общепринятым стандартам ежегодно подтверждается инспекционной проверкой. К сентябрю сертификаты получат также мини-парикмахерские на 3 рабочих места, где и пострадала героиня нашего рассказа. Ей и всем, кто сейчас выбирает, куда пойти постричься, совет дает Любовь Злобич, модельер, мастер международного класса: "Хотите просто поправить прическу, сменить цвет волос, сделать укладку - отправляйтесь в парикмахерскую. Если же вы решили сменить имидж, сделать экстрамодную стрижку, сложное колорирование, то лучше не рискуйте - обратитесь в салон".

Что за вывеской?

Но, к сожалению, жизнь сложна и полна неожиданностей. Один наш читатель из Пинска, как и положено, обратился в салон за сменой имиджа. Заплатил за стрижку втрое дороже, чем в обычной парикмахерской, но после этого постарался навсегда позабыть туда дорогу.

Можно, конечно, всю жизнь учиться парикмахерскому искусству, но лучше с этим даром родиться. Конкурсы, высокая мода - это одно, а будничная работа - совершенно другое. Многие мои знакомые ходят делать прически не в парикмахерские и даже не в салоны, а к Мастеру, который знает их вкусы и привычки многие годы.

Разумеется, своего мастера еще нужно найти. Потому клиент всякого цирюльницкого заведения должен четко знать свои права. "Любые претензии нужно предъявить сразу, - рассказывает советник отдела защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга Ольга Кравцова, - но, допустим, мастер с ними не согласен. Сначала пригласите директора или хозяина заведения. Если и это не помогает, тогда требуйте книгу отзывов и предложений и письменно зафиксируйте вашу претензию". Затем можно апеллировать к органам власти или обратиться в Общество защиты потребителей.

Сложность лишь в том, что оценки качества работы парикмахера очень субъективны. Попросите хотя бы нескольких ваших знакомых описать красный цвет - уверяю, что все описания будут разные. Ведь, скажем, у красного - тысячи оттенков! А что такое, например, колорирование - это создание эффекта с помощью сочетания цвета. И тут вкусы мастера и клиента должны максимально совпадать. Словом, если окраску вам выполнили технологически правильно и волос не испорчен, отстоять свое мнение довольно сложно. Как показывает практика, в престижных салонах, которые дорожат своей репутацией, постараются все исправить и максимально вам угодить или вернут деньги, чтобы не раздувать скандал и, боже упаси, не доводить дело до суда. Если же факт порчи имиджа неоспорим - допустим, нарушена технология стрижки, в результате химической завивки поврежден волос, тогда не только попытаются исправить брак или вернут деньги, но и должны будут возместить моральный вред.

"Бабетта" теснит унисекс

А вообще, мода на прически в нынешнем году резко поменяла направление. На царствие идут женственность и романтика. Кричащие красные, желтые и оранжевые цвета гривы в стиле унисекс сменяются пастельными - пепельными, шоколадными, розовыми тонами, оттенками корицы и цикламена. Популярны кудри, самые разные - от очень мелких, до натуральных волн в стиле 20-х годов. Из стрижек модельеры отдают предпочтение каре, линии "паж" (как у Мирей Матье). А молодежи предлагают форму "ирокез" - треугольная челка, слегка взбитая и приподнятая макушка в сочетании с удлиненными волосами. Кстати, челки стали длиннее и опускаются на самый край ресниц. "Волосы кроятся, как платья, - говорит мастер международного класса, модельер экспериментального центра ОАО "Восход" Людмила Локис, - очень длинные пряди сочетаются с короткими, прямые - с изогнутыми и ломаными. Ритм жизни динамичен, и человек выбирает прическу, которой не нужно уделять много внимания. Всевозможные гели-воски, флюиды, помадки позволяют сделать волосы прямыми и вьющимися и, главное, - здоровыми - живыми, блестящими".

Обладательницам длинных волос стоит научиться плести косы. Они снова в моде, как и ажуры типа "макраме", петли, узлы, хвосты-"бабетты", подколотые в валик высоко на макушке. Приветствуются изысканность, женственность, ухоженность. "А мужские прически возвращаются к истокам, - делится новостью мастер международного класса, модельер экспериментального центра ОАО "Восход" Маргарита Судилина, - в древности длинный волос был признаком мужской силы, коротко стриглись только рабы. Ухоженные волосы до плеч - хит сезона. На Западе мужчины не меньше, чем женщины, следят за прическами, подкрашивают их в естественные тона. Даже седина может украшать, если ее слегка посеребрить". Кстати, о сединах.

Фабрика грез

...В фойе столпотворение, а в зале - три десятка бабушек, завитых на бигуди. Щелкают ножницы, сыплются на пол седые кудри. Здесь наши бабушки и дедушки пытаются вернуть свою молодость. Приносят пожелтевшие фотографии и просят мастера повторить прическу. "И мы делаем, хотя и волосы уже не те и маловато их, - комментирует директор минской парикмахерской "Христиане" Зинаида Сосновская, - причем готовы принять пенсионера из любого уголка Беларуси, если он оказался в столице".

Вообще же никаких льгот на парикмахерские услуги не существует. Лишь ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны могут обслуживаться вне очереди - и все. А цены на стрижки-укладки нынче немаленькие. Если поход в обычную парикмахерскую обойдется вам в 8 - 15 тысяч рублей, то в модном салоне за стрижку с укладкой можно отдать и больше 50 с лишним тысяч рублей. Пенсионерам такая роскошь не по карману.

Это учли предприниматели и, кстати, сделали хороший бизнес. Еще в 1992 году в Минске начала развиваться сеть так называемых социальных цирюлен, которые добровольно взяли на себя обязательство обслуживать пенсионеров за полцены или просто со скидкой. Парикмахерская "Христиане", основанная при участии церкви и Республиканского общества инвалидов, была первой. И теперь здесь самые низкие цены на услуги. Пенсионеров стригут за 1,5 - 2 тысячи рублей, пенсионерок - за 3 тысячи, химическую завивку предлагают за 10,5 тысячи. В день этот парикмахерский "конвейер" пропускает до 600 человек.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter