Под обстрелом

Новый биатлонный сезон официально начнется 4 декабря.
Новый биатлонный сезон официально начнется 4 декабря. В финском Контиолахти стартует первый этап Кубка мира. Именно там сегодня находится белорусская сборная. Пофамильно участников кубкового дерби главный тренер сборной Александр Попов намеревается назвать перед самым началом турнира. Но уже сегодня ясно: в составе женской команды не будет Лилии Ефремовой. В 2001 году спортсменка из Чебоксар выступала за сборную России, а в прошедшем сезоне помогла белорусской команде трижды завоевать награды в эстафетных гонках. Однако по болезни пропустила чемпионат мира в Ханты-Мансийске. В мае Ефремова приступила к тренировкам, но через несколько месяцев загадочно, без всяких объяснений, исчезла. Обнаружились ее следы в Украине. Вместе с ней там очутились воспитанница белорусской школы биатлона Ирина Тананайко и тренер Константин Вайгин. Белорусский десант в Украине дополняет бывший тренер мужской сборной Владимир Махлаев.

В скором времени спортсменки надеются получить украинское гражданство и отобраться в национальную сборную. Об этом они заявили в интервью местным СМИ. Лилия Ефремова пояснила и причину исчезновения. Ее слова звучат категорично: "Когда меня приглашали в Беларусь, то обещали зарплату, жилье, гражданство. Прошел год, я выступала за эту страну, и считаю, неплохо выступала, но меня и дальше продолжали кормить обещаниями. А в скором времени и открытым текстом сказали, что свои проблемы я должна решать сама. Единственного человека, к которому я могла обратиться за помощью, тренера национальной сборной Константина Вайгина уволили, не исключаю, что из-за наших с ним близких отношений. Константин нашел работу в Украине, это сыграло не последнюю роль в том, что там, в конце концов, оказалась и я. Сначала белорусская федерация думала, что я ее пугаю, когда же поняла, что я настроена серьезно - якобы начала идти на уступки. Но мне это уже не было нужно. В Украине меня встретили просто чудесно, сразу обеспечили жильем, формой, инвентарем, одним словом, создали все необходимые для нормального тренировочного процесса условия. И, что самое главное, почти сразу решили проблему с гражданством. Кстати, последней, с кем я разговаривала перед отъездом из Беларуси, была Елена Зубрилова. Она жалела, что я еду, говорила, что из-за этого разрушается такая классная эстафетная четверка. Мне кажется, что в Ленином случае, как и в моем, главной причиной смены сборной были не столько финансовые проблемы, сколько личные - отношение с руководством. Думаю, если бы в Беларуси было кем меня заменить, сейчас бы не поднимался такой шум из-за моего отъезда".

Не ошибемся, если предположим, что белорусский десант был вызван для того, чтобы заполнить пробел, который образовался в украинской женской сборной после Олимпиады. Как впишутся в команду новички - покажет сезон. Судя по словам Ирины Тананайко, она исполнена боевого настроения: "После Олимпийских игр 2002 года, точнее, после того как меня на них не взяли, хотя по результатам я проходила, решила завершить спортивную карьеру. Полтора года просидела дома. И тут вдруг в один прекрасный момент, надеюсь, прекрасный, прозвучал телефонный звонок. Бывший тренер белорусской сборной Владимир Махлаев приглашал меня в Украину. Я долго думала: согласитесь, поменять гражданство - это не такой уж простой шаг, взвешивала все "за" и "против". "Против" было сознание того, что в украинской сборной я займу чье-то место, возможно, так же, как в белорусской кто-то занял мое. Но я знала Владимира Анатольевича как высококвалифицированного специалиста и просто ответственного человека, понимала, что бы ни произошло, он всегда меня поддержит. Да и родители, и друзья в один голос кричали "давай". В конце концов судьба дала мне еще один шанс, и я подумала: почему бы им не воспользоваться?"

Слова вызывают неоднозначную реакцию. Как их расценивать - как камень вдогонку или реальное отображение событий? Однозначно, что обвиняемая сторона имеет право быть заслушанной.

"СБ" пригласила к обсуждению вице-председателя Белорусской федерации биатлона Сергея Булыгина и главного тренера национальной команды Александра Попова.

Сергей Булыгин:

"Мне непонятны претензии Ефремовой относительно тех благ, которые мы должны были ей якобы предоставить. При приглашении спортсмена мы оговариваем ряд условий. Все они вкратце сводятся к следующему: белорусская сторона предоставляет возможность тренироваться и выступать на международной арене, а на прочие блага - квартиры, машины, премии - вы должны заработать. А как иначе? Приведу свой пример. Я приехал в Беларусь в ранге олимпийского чемпиона. Тем не менее полтора года ждал квартиру. Мне сказали: "Мы знаем, кто ты такой, но докажи это". Жилплощадь мне выделили, только когда стал чемпионом мира.

Сегодня в команде созданы великолепные условия. Многие спортсмены других стран по-хорошему завидуют нам. И оценку нашей обстановке дают сами спортсмены. Можете спросить у Олега Рыженкова, Елены Зубриловой, кого угодно. Уверен, они не испытывают никаких неудобств, а если проблемы возникают, то о них сразу же ставится в известность руководство, и мы ищем пути их разрешения".

Александр Попов:

"При переходе в Беларусь Ефремова подписала контракт с национальной командой. Что касается финансовой части, то ей гарантировалась зарплата члена сборной, премиальные выплаты по результатам соревнований. Хочу отметить, что начиная с прошлого сезона в Беларуси государство отмечает отличившихся на этапах Кубка мира. А это значит, что в таких некоммерческих видах, как биатлон, у спортсменов появилась возможность достойно заработать.

К сожалению, Лилия не смогла по болезни участвовать в чемпионате мира. В случае удачного выступления она могла бы рассчитывать на регулярную стипендию. Но в возникновении заболевания, приведшего ее в больничную палату, виновата она сама. Что касается тренировочного процесса, то она была обеспечена всем необходимым - наравне с лидерами команды Лилия получала инвентарь и экипировку.

Ефремова неплохо себя проявила, поэтому по окончании сезона мы готовились предложить ей варианты с жильем. Пример того, что нас заботит и этот вопрос, - это ключи от квартир в руках Владимира Драчева и Елены Зубриловой. Но Лилия не дождалась наших предложений. Как и белорусского гражданства. Напомню, она перешла в нашу команду в середине сезона, и это обстоятельство несколько замедляло процесс. Необходимо было получение документов, которое требовало ее личного присутствия в разных инстанциях. Факт отсутствия у нее белорусского гражданства никак не осложнял выступления на соревнованиях. Она была допущена ко всем официальным стартам.

Что касается Ирины Тананайко, то здесь уместен вопрос: скажите, какая команда будет отказываться от сильных спортсменок? Мне кажется, больше ничего говорить не стоит. Рад, что биатлонистка нашла путь продления спортивной жизни и желаю ей успеха.

Нашел себя в Украине Владимир Махлаев. В последние годы его работы со сборной результаты команды стали падать, не оправдались надежды и на Олимпиаде. Ему было указано на просчеты и способы их корректировки. Но Махлаев им не внял. После Олимпиады ему было предложено заняться молодежью, но он предпочел украинский вариант. Что ж, человеку свойственно искать, где лучше.

Несмотря на всю непорядочность поступка Ефремовой, мы не будем чинить препятствий в ее выступлениях за украинскую команду. Мы урегулировали этот вопрос с руководством федерации биатлона Украины, с которым нас связывают партнерские отношения".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter