Проекту "Кинемо" немое кино и живая музыка" исполняется 5 лет

Под небом «Кинемо»

Внутренний дворик музея–мастерской Заира Азгура — место, хорошо знакомое любителям нетривиальных развлечений и необычных концертов. Вот уже пятый год здесь проходит фестиваль немого кино и современной музыки под открытым небом «Кинемо», организованный Ассоциацией молодых белорусских композиторов и проектом Cinemascope.by. Начинание творческой молодежи имеет успех у публики, любящей оригинальную музыку и уставшей от однотипных современных фильмов: в самом деле, зачем тебе очередной «Чужой», когда в жизни тебя и так окружают сплошь какие–то космические пришельцы! Еще и кино про это смотреть? Нет уж, подайте нам что–нибудь оригинальное, живое, настоящее, позволяющее поностальгировать по старым добрым временам. Добавьте к этому свежий воздух, живой звук — и вот вам рецепт идеального развлечения летними вечерами.


Идея писать музыку к старым немым фильмам и тем самым дать вторую жизнь забытому кино родилась 5 лет назад в молодой творческой семье: когда оба супруга — композиторы, мысли их посещают, далекие от обыденных. Виталий Дорошук и Ольга Подгайская искали способ превратить скучные академические концерты в нечто молодежное, интересное и необычное. В поисках вышли на проект Cinemascope.by, занимающийся популяризацией киноклассики. Так появился первый фестиваль «Кинемо». Ольга Подгайская:

— Начинали все со страхом и трепетом, искали площадку, чтобы воплотить замыслы в жизнь. На наше счастье, в музее–мастерской Заира Азгура очень продвинутый, креативный директор Оксана Богданова, подхватывающая все современные веяния. Она согласилась дать нам карт–бланш и предложила использовать их внутренний дворик.

Первый же опен–эйр оказался успешным, а прописка во дворе музея народного скульптора — постоянной: каждое лето 5 вечеров посвящены кинопоказам, в этом году они идут каждый четверг вплоть до 13 июля. Особенность «Кинемо» в том, что к старым фильмам молодые белорусские композиторы сочиняют новую музыку, сдавая своеобразный творческий экзамен: ведь подстраиваться под видеоряд и динамику сюжета — совсем не то, что творить, ни на что не оглядываясь.

Соорганизатор фестиваля, арт–директор проекта Cinemascope.by Ольга Надольская занимается подбором фильмов:

— Обычно у нас есть около 20 картин, о которых мы договариваемся с правообладателями. Из них композиторы выбирают ленты, которые по душе конкретно им. Не всегда наш выбор совпадает, однако жанровое разнообразие мы обеспечиваем. Комедии, триллеры или фильмы ужасов, короткометражки — кстати, они пользуются самым большим спросом, зрителей на них всегда много. Хорошо на свежем воздухе идут комедии, хотя композиторы и не очень любят сочинять к ним музыку — низкий жанр. Но нам, честно говоря, хотелось бы на перспективу, чтобы комедий в программе было больше.

В роли тапера выступил один из лучших белорусских пианистов Александр Музыкантов.

Проект «Кинемо» достаточно камерный: за 5 летних вечеров сеансы в Минске посещают 1.000 — 1.200 человек. В прошлые годы показы шли также в Бресте, Гродно и Могилеве.

— Увы, мы были вынуждены отказаться от Могилева, — сожалеет Ольга Надольская, — так как там нет для нас подходящей площадки. Пробовали проводить показы в кукольном театре, но это не совпадает с форматом фестиваля — кино и музыка под открытым небом.

Проект «Кинемо» уже вышел на международный уровень, не скрывает гордости Ольга Подгайская:

— Выступали у нас музыканты из Польши, в чем очень помог Польский институт, в этот раз ждем в гости не только поляков. Приезжает из Киева Золтан Алмаши, один из экстравагантно–харизматичных украинских композиторов, виолончелист. Давно с ним дружим, неоднократно звали его поучаствовать в фестивале, но, будучи очень востребованным, он никак не мог найти время. И наконец–то в этом году побывает у нас.

Организаторы фестиваля Ольга Подгайская и Виталий Дорошук.
Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

Председатель Ассоциации молодых белорусских композиторов Константин Яськов в фестивале участвует не впервые и точно знает, что зрителям нужны эти необычные киносеансы:

— Проект «Кинемо» уже себя зарекомендовал, причем самым надежным способом — непосредственно у посетителей. Мы не даем никакой особенной рекламы, не расклеиваем афиш, однако из года в год люди идут, и для такой небольшой площадки их приходит много. Дело не только в интересном формате, но, наверное, и в том, что обстановка самая неформальная: в Беларуси не так много возможностей на свежем воздухе приобщиться к искусству.

Аудитория во дворике музея Азгура собирается самая разнообразная: молодые хипстеры и будущие мамы, набирающиеся положительных эмоций, дети и университетская профессура — от нуля до восьмидесяти, кому и насколько хватит авантюрной жилки, чтобы превратить поход в кино в пикник на траве. Зрители приносят с собой пледы и туристические коврики и греются, попивая кофе. В этой ситуации самая острая проблема — погодные условия. Шамана с бубном, вызывающего солнце и прогоняющего дожди, в распоряжении организаторов нет.

— Мы и сами каждый четверг разгоняем облака, — шутит Ольга Подгайская. — Был единственный раз, когда во время сеанса пошел дождь. И то ушли только семьи с детьми, остальные пусть мерзли, пусть и жались по пять человек под одним зонтиком, все равно досмотрели до конца. А музыканты соответственно доиграли.

Корреспонденты «СБ» тоже с удовольствием посетили кинопоказ, сидели, закутавшись по уши в пледы и шарфики. Но, в конце концов, что такое погода, когда душа стремится к искусству и жаждет новых впечатлений?

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter