Под наркозом

Хорошо зафиксированное тело в анестезии не нуждается К счастью, в этой профессиональной шутке анестезиологов правды ни на грош.
Хорошо зафиксированное тело в анестезии не нуждается

К счастью, в этой профессиональной шутке анестезиологов правды ни на грош. Ежегодно в Беларуси выполняется 400 тысяч хирургических операций. Около трети медики делают на спящих пациентах. А при желании под общим наркозом можно даже зубы вылечить без тяжелых последствий для организма. Все же времена, когда эскулапы "отключали" больных большущими деревянными молотками или стаканом водки, ушли навсегда. Нынешние способы сложнее и надежнее. Хотя у обывателя вызывают сомнений не меньше, чем когда-то опыты Парацельса, усыплявшего кур эфирными парами.

Уже и эфирный наркоз "ушел на пенсию", однако отключать болевые ощущения одними психологическими убеждениями пока не научились, а безвредную анестезию еще не изобрели. Поэтому до сих пор анестезиологам молоко каждый день за вредность выдают. Некоторые ученые-медики считают, что заглушить боль можно, воздействуя электрическими импульсами на кору головного мозга. Так, чтобы сигналы о "неполадке" в организме, которые посылает нервная система, до мозга не доходили. Но на практике из этого пока ничего не получилось.

Зато сегодня не обязательно "выключать" всю нервную систему пациента, чтобы всего-навсего пришить ему палец. Достаточно блокировать один-два нерва, что менее вредно для здоровья. Главный же принцип: риск обезболивания не должен превышать риск операции. "Анестезия в любых дозах - это токсическое отравление, - говорит анестезиолог-реаниматолог Главного военного клинического госпиталя Александр Мытник. - Поэтому, чем доза меньше, тем лучше". Многие люди готовы терпеть сильную боль, лишь бы не подвергаться наркозу. Правда, чаще эти смельчаки - сами анестезиологи. Как говорит Александр Мытник, при любой травме мозг начинает вырабатывать свои собственные обезболивающие - эндорфины, которые, действуя подобно морфию, притупляют боль. Искусственные же анестетики подавляют их производство. Однако каким бы вредным ни был наркоз, любой человек хочет, чтобы у него ничего не болело. Так что вполне понимаю слабонервных, которые предпочитают спать в то время, пока им лечат зубы, руки, ноги. Детям и вовсе положено все операции проводить под общим наркозом, так как у них еще не до конца сформирована психика.

Стоит ли обезболивать роды? Единого мнения на этот счет нет. Боль-то естественная, а значит, необходимая. Тем не менее на Западе 90 процентов женщин рожают безболезненно - чувствительность блокируется специальным уколом в позвоночник (эпидуральная анестезия). При этом лекарство не попадает в кровь ребенка, а мать не подвергается стрессу. Этой сложной методикой, не допускающей и малейшей погрешности, у нас владеют далеко не все специалисты. А акушеры-гинекологи и вовсе убеждены, что подобный метод анестезии не менее вреден для организма будущей мамы, чем любой другой. Самый же безопасный вариант предлагают врачи из Таиланда - рожать под музыку, тогда боль воспринимается менее резко, чем в обычной для больниц тишине. Французы рекомендуют рожать в воде. А в советское время на весь мир славился русский способ обезболивания родов, которому учили в школе матерей. Это особый массаж, иглотерапия, правильное дыхание. Но в последнее время дедовские методы редко вспоминают...

Цвет боли

Говорят, что рыжие острее чувствуют боль, поэтому при операциях им требуется больше наркоза. "Я не склонен верить тому, что не подтверждается статистикой", - уклонился от комментария Александр Мытник. Но он не стал отрицать, что к рыжим врачи все же относятся более осторожно. По наблюдениям моего собеседника, у них и раны заживают медленнее, и осложнения случаются чаще, а наркоз нередко вызывает аллергические реакции. Впрочем, это скорее примета, которых у врачей немало. Задача анестезиолога - усыпить пациента с наименьшими негативными последствиями для его здоровья. Специалисту важно знать, чем человек болел, как переносит те или иные лекарства. Ведь одни анестетики не оказывают влияния на дыхание, но понижают давление, другие - влияют на работу почек, печени, вызывают аллергию. Увы, когда человек поступает в клинику в бессознательном состоянии (а, скажем, 67 процентам тех, кто попадает в Минскую больницу скорой помощи, требуется экстренная хирургическая помощь), времени на размышления немного. И тут главное, чтобы не подвели опыт и интуиция. Но сложнее всего с вусмерть пьяными пациентами. Как в конкретном случае поведет себя алкоголь, который может усиливать или ослаблять действие анестетика? Предугадать трудно. Да, в анестезии важен точный расчет. Не зря ведь говорят, что анестезиолог работает на грани между жизнью и смертью. И тем не менее, говорит Александр Мытник, риск умереть от наркоза не больше, чем попасть под машину (примерно один случай на 100 тысяч операций). Пусть нас минует и то, и другое.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter