В защите сада от болезней и вредителей мелочей не бывает

Под надежной защитой

Защита растений — одна из важнейших частей технологии возделывания любой сельскохозяйственной культуры. К тому же еще и самая рентабельная. Так считает заведующая лабораторией защиты плодовых культур РУП «Институт защиты растений» кандидат биологических наук Вероника Комардина:


— Проблемы вредителей и болезней были всегда. Погибший урожай означал голод. Люди стремились защитить сады и поля от болезней и вредителей еще со времен Древней Греции и Древнего Рима. Уже тогда изыскивали средства для борьбы со щитовкой, яблонной плодожоркой, паутинным клещом, листогрызущими гусеницами... Да-да, эти фитофаги известны еще с тех пор.

Давайте немного окунемся в историю. Во II веке до нашей эры римляне опрыскивали посевы маслом и серой. Китайцы в V веке уже нашей эры обрабатывали рис мышьяком, чтобы защитить его от вредителей. В XVII веке — для борьбы с клопами, повреждающими грушу, использовали табачный настой.

В 1697 году были получены первые пробные инсектициды. Персы из далматской ромашки приготовили «персидский порошок», затем названный далматским.

Параллельно идет развитие и биологического метода защиты садов. Еще в эпоху Возрождения предусматривалось наказание за распугивание птиц на участке. Активно садоводы разводили насекомых-энтомофагов, в первую очередь божьих коровок.

В конце XIX века были созданы энтомологические общества — аналоги современных станций защиты растений. Тогда же стали использовать и «Медный купорос» (или «Парижскую зелень»), серу, арсенат кальция. А также «Бордоскую жидкость» — первый фунгицид, в составе которого «Медный купорос», гашеная известь и вода. Надо сказать, что и сегодня этот препарат не потерял своей актуальности. Его создателю французскому ботанику Пьеру Мильярде в Бордо установлен бронзовый бюст.

XX век — время интенсивной химизации в защите растений. В 1939 году был синтезирован первый химический инсектицид — пресловутый ДДТ, получивший даже Нобелевскую премию, а через 50 лет повально запрещенный как очень токсичный и ядовитый. «Дуст» — первооткрыватель целой эпохи применения пестицидов.

После Великой Отечественной войны работа над химизацией растений продолжилась. Наступила эра хлорорганических инсектицидов.

В 1960‑х были открыты первые системные фунгициды, которые используются в саду и сейчас. А затем почти каждые 10 — 20 лет химики создавали новые пестициды из разных химических групп, которыми мы работаем и сегодня.

В 1990‑е годы появляются новые действующие вещества — стробилирубины, очень схожие по своему действию с природными компонентами. Параллельно ученые наблюдают и за природой, ища биологические способы защиты.

Если мы не будем защищать сад от болезней и вредителей, то в итоге, к примеру, из 50 планируемых килограммов яблок соберем только два, и то нестандартных.

— Каковы тенденции защиты растений?

— Начиная с 70‑х годов ХХ века минимальное число фунгицидных обработок против различных патогенов неукоснительно растет. Если поначалу хватало и четырех, то с 2000 по 2010 год их уже требовалось восемь, а сейчас и вовсе 12.

Что касается инсектицидов для борьбы с вредителями, то (при неправильном выборе препарата) их может быть 7 — 8 за сезон. И это очень много.

Причин такого роста химизации немало. Во-первых, этому поспособствовало потепление климата и, как следствие, изменение погодных условий. Это привело к удлинению сезона: плодовые деревья раньше вступают в вегетацию и позже ее заканчивают. Соответственно, удлиняется и период, когда вредные организмы «орудуют» в саду. Потепление климата — одна из причин роста количества генераций насекомых в течение сезона. И, соответственно, увеличения и изменения сроков их вредоносности.


Прибавьте к этому адаптацию теплолюбивых видов вредителей, которые несколько десятков лет назад не угрожали нашим садам, а теперь все чаще встречаются в насаждениях плодовых культур. К примеру, замечена американская белая бабочка, дающая до трех поколений в год. Ученые прогнозируют появление теплолюбивого мраморного клопа и других, доселе незнакомых вредителей.

Но дело не только в природе. Многие препараты применяются десятилетиями. И если использовать их неправильно, то вредные насекомые теряют к ним чувствительность. Кроме того, неверно выбранный инсектицид или его нерациональное использование приводит к тому, что не только увеличивается число обработок, но и сменяются вредные доминанты в плодовых садах.

Взять, к примеру, Беларусь. Если на первое место у нас всегда выходила яблонная плодожорка, то сегодня ее теснят сосущие насекомые, не только непосредственно вредящие растениям, но при этом еще и переносящие многие инфекции (бактериальные, вирусные и другие). Увеличивается вредоносность как фитофагов, так и фитопатогенов.

— Защита растений — это комплекс различных мероприятий.

— Так оно и есть. Более 50 лет назад ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций) пришла к выводу, что система защиты растений должна быть интегрированной, то есть включать в себя целый комплекс различных методов.


В первую очередь это селекция и генетика — выведение и внедрение устойчивых сортов. Очень важна и агротехника — системное использование удобрений, повышающих иммунитет растений. Нужен и своевременный полив. Не стоит сбрасывать со счетов и механические методы защиты: фитосанитарную обрезку, удаление источников патогенов и зимующих вредителей — опавшей листвы, растительных остатков.

Конечно же, не будем забывать про биологические и химические средства в системе защиты сада. За здоровьем растений, особенно за распространением определенных опасных заболеваний, в Беларуси следит карантинная служба.

— Что самое главное в защите плодово-ягодных культур?

— Фитосанитарный мониторинг. Против вредителей мы никогда не работаем профилактически. Мы должны вначале обнаружить насекомое, оценить порог его вредоносности и только потом принимать решение о той или иной обработке.


В интенсивных садах с уплотненной посадкой (более 2000 деревьев на 1 га), равно как и в молодых насаждениях, доминируют сосущие вредители. В стандартных, а также старых посадках больше фитофагов, повреждающих генеративные органы растений.

Садоводу не всегда просто оценить, есть в саду вредные насекомые или нет. Можно ориентироваться на фенофазы развития растений, которым соответствуют стадии развития вредителя. Например, против яблонного цветоеда можно проводить опрыскивание в фазу распускания почек, против яблонной плодожорки — через 10 — 14 дней после цветения.

— А как быть с болезнями?

— Последние 10 лет в Беларуси регулярно проводится мониторинг садов. Под пристальным вниманием парша и плодовая гниль. Усиливается вредоносность мучнистой росы, болезней коры и бактериальных болезней.

В садах всех типов доминирует парша. И все основные мероприятия теперь базируются на подавлении именно этого патогена. Ведь болезнь легче предупредить, чем потом ее лечить.

Запас инфекций в многолетних насаждениях все время накапливается. Основная стратегия в борьбе с паршой — проведение профилактических мероприятий. В то же время в 2019 году, к примеру, развитие мучнистой росы было на уровне развития парши. Однако против этой болезни обработки проводят при появлении первых признаков. Обратите внимание на таблицу № 1.


— Давайте поговорим о парше.

— Парша — одно из наиболее распространенных и вредоносных заболеваний плодовых деревьев семечковых пород. Особенно сильно проявляется в годы с теплой дождливой погодой весной и в первой половине лета.

Профилактические обработки фунгицидами стартуют с началом вегетации, а интенсивные защитные мероприятия проводятся с периода бутонизации и до начала роста плодов. Если не упустить время, то химичить придется намного меньше, и то при неблагоприятных условиях. Конечно, 12 обработок, как в садах интенсивного типа, в частном саду выполнить нереально. Да и не нужно.

Парша

Массовое заражение паршой обычно происходит рано весной, совпадая с фазой выдвижения и обособления бутонов и до конца цветения. Обязательное условие для развития инфекции — высокая влажность: листья должны быть мокрыми в течение нескольких часов.

Инкубационный период (время от прорастания спор гриба и внедрения инфекции до появления пятен) длится 10 — 14 дней. Болезнь сначала отмечается на листьях, затем поражаются плоды. В последние годы все чаще проявляются ранние эпифитотии парши, когда первые признаки могут проявляться даже на кластерных листьях. При благоприятных погодных условиях в течение всего лета развивается до 10 генераций парши.

В борьбе с болезнью обычно осенью после листопада опавшую пораженную листву закапывают в почву при перекопке приствольных кругов, закладывают в компост, используют в подстилки животным или сжигают. Но можно это сделать и ранней весной.

Если в течение сезона в саду отмечалось развитие того или иного заболевания, значит, инфекционный фон уже повышен. И наша задача — не дать патогенам вернуться следующей весной. Поэтому осенью обязательно надо провести искореняющую обработку сада 5 — 7‑процентным раствором «Мочевины». Благодаря этому листва быстрее разложится и патоген в ней не разовьется. Нужно вынести с участка и обрезанные ветви.

— Можно ли как-то спрогнозировать появление парши?

— В весенний и летний период для краткосрочного прогноза широко применяется таблица Миллса. Метод основан на зависимости между длительностью увлажнения листьев, температурой и относительной влажностью воздуха. Обратите внимание на таблицу № 2.


Факторы, влияющие на наступление и уровень инфекции, отвечают за инфекционный потенциал сумкоспор, их созревание, вылет, прорастание и поражение растения.

Сам же инфекционный потенциал во многом зависит от количества и интенсивности поражения опавших осенью листьев. Чем больше уровень поражения осенью, тем выше инфекционный потенциал в следующем сезоне.

Запомните: против болезней мы всегда работаем профилактически.

— Когда начинать профилактику?

— Существует много методик, помогающих определить начало времени проведения профилактических мероприятий. Самое современное, конечно же, установка метеостанций, когда программа, анализируя предстоящую погоду, подсказывает начало наступления опасных периодов заражения.

Актуальны и спороловушки. Зная динамику лета спор, которые переносятся капельно-жидкой влагой и ветром, проще принимать решение об обработке.

Если говорить о вредных насекомых, то опытные садоводы устанавливают на деревьях феромонные ловушки. Они содержат липкое вещество и феромон, характерный для самок определенного вида вредителя. Самцы летят на запах и прилипают. По тому, какое количество насекомых попадет в ловушки, можно сделать вывод, пора проводить обработку или нет. В зависимости от погодных условий лет вредителя может смещаться на более ранние или поздние сроки. Ловушка же как индикатор вредоносности: 1 — 2 пойманные особи говорят о том, что этот вид вряд ли угрожает саду. Если насекомых много, стоит подумать о химзащите. Кроме того, с помощью большого числа ловушек можно если не избавиться полностью, так существенно снизить численность вредителя в саду. Самки, оказавшись без самцов, не оставят потомства.


— Актуальны ли в саду биологические средства защиты растений?

— Конечно. Есть биопрепараты, которые по своей эффективности мало чем уступают химическим. Разработкой биологических средств защиты растений занимаются и в нашем институте.

В качестве примера могу рассказать о препарате «Мелобасс». Этот биоинсектицид на основе энтомопатогенного гриба отлично работает против почвообитающих вредителей, в том числе и личинок майского жука. Мы же его испытали против яблонного цветоеда. Эффективность на 14‑е сутки была на уровне химического препарата (65 против 72 %).

Против зеленой яблонной тли эффективен биопрепарат «Энтолек». Результат получился очень хороший. Кстати, с этими насекомыми трудно бороться даже химией.

На основе штамма триходермы в лаборатории микробиологического метода защиты растений от болезней и вредителей нашего института разработан биопрепарат «Фунгилекс». Он зарегистрирован на овощных и зеленных культурах. Испытывали мы его и в системе защиты яблони против парши, заменив три фунгицидные обработки. Результат порадовал: препарат отлично сработал против парши на листьях и плодах, а также плодовой гнили.

— Как правильно выбрать тот или иной пестицид?

— Оцените, что есть в продаже и доступно к покупке. Определите, для чего нужен препарат: для профилактики или лечения, а также для борьбы с каким вредным организмом и в какой период вегетации. Подсказка — таблица № 3.


Выберите препарат, исходя из механизма действия и ожидаемой эффективности при сложившихся погодных условиях. Чтобы избежать резистентности патогенов, старайтесь чередовать их. Но будьте внимательны: у препаратов с одним и тем же действующим веществом может быть очень много торговых марок и названий. Поэтому ориентируемся именно на действующее вещество.

И еще. Профилактические обработки в начале вегетации проводим медьсодержащими или контактными препаратами, а уже потом — системными.

СПРАВКА

По характеру распределения внутри тканей растений фунгициды делятся на две группы — контактные (локальные) и системные (внутрирастительные).

♦ Контактные фунгициды при обработке ими растений остаются на поверхности и вызывают гибель возбудителя болезни при соприкосновении с ним. Поэтому при работе с контактными фунгицидами старайтесь тщательно опрыскать не только верхнюю сторону листьев, но и нижнюю. Ведь многие виды грибов начинают прорастать именно там.

Сам фунгицид в растение не проникает, оставаясь на обработанной поверхности. Те части, на которые препарат не попал, так и остаются незащищенными.

Контактные препараты — такие как «Азофос», «Индиго», «Купроксат», «Медекс-М», «Топазио», «Трайдекс» («Пеннкоцеб»), «Бордоская жидкость» и другие — не способны лечить уже заболевшие растения, но надежно защищают их от заражения. К ним патогены не вырабатывают устойчивости — в этом их главное преимущество. Но срок защитного действия — до первого сильного дождя, после чего обработку повторяют.

Кратность обработок для фунгицидов контактного действия самая большая: от трех до четырех за сезон. Но медьсодержащие и серосодержащие препараты нужно применять согласно инструкции, так как при неправильном использовании могут быть ожоги (фитотоксичность).

♦Системные фунгициды защищают растения от грибов не только снаружи, но и изнутри. Они проникают внутрь тканей, распространяются по сосудистой системе и подавляют развитие возбудителя болезни вследствие непосредственного воздействия на него или в результате обмена веществ в растении.

Системные препараты могут оказывать лечебное действие, но на ранних стадиях заражения. Через 2 — 6 часов с момента обработки любые атмосферные осадки (или поливы) уже не способны снизить их эффективность. Срок их защитного действия сохраняется 10 — 14 дней.

Однако патогенные грибы могут вырабатывать устойчивость к системным фунгицидам. Чтобы замедлить этот процесс, международные эксперты по средствам защиты растений рекомендуют использовать их не более двух раз за сезон на одной культуре. А если потребуются дополнительные обработки, то нужно использовать препараты или контактного действия, или же системный фунгицид, но совершенно другой химической группы.

sad@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter