Под любой процент. За валюту. Но импортный комбайн

С каждым годом уменьшаются закупки за рубежом зерноуборочных комбайнов

А где же наше импортозамещение в сельхозмашиностроении?

Лет 8 назад, когда на белорусские поля начали массово выходить комбинированные посевные агрегаты, обеспечивающие более высокое по сравнению с предшественниками качество работ, все они были импортного производства. Сев проходил быстрее и лучше, но зарубежные машины тянули вверх себестоимость зерна и способствовали оттоку валюты из страны. Прошло совсем немного времени, и теперь уже ни одного такого агрегата не закупается за рубежом. Брестский электромеханический завод, «Лидаагропроммаш» и «Бобруйсксельмаш» успешно освоили выпуск этих машин. Приятно отметить, что у аграриев практически нет претензий к качеству этой продукции.

С каждым годом уменьшаются закупки за рубежом зерноуборочных комбайнов. По словам начальника управления механизации и эксплуатации машинно-тракторного парка Минсельхозпрода Петра Плавского, если еще лет пять назад чуть ли не каждое хозяйство хотело обязательно иметь уборочный агрегат известных западных фирм, то теперь количество пересекающих границу таких машин можно сосчитать по пальцам. Сельчане отдают предпочтение надежным отечественным комбайнам. Их парк на 90 процентов состоит из машин белорусского производства. Сейчас ПО «Гомсельмаш» разработало новый комбайн КСЗ-16, который по производительности сравнялся с лучшими зарубежными аналогами.

Александр Лукашенко, познакомившись с работой этого уборочного агрегата, поставил задачу к следующей уборочной кампании выпустить опытную партию таких машин, чтобы опробовать их в лучших хозяйствах страны, на полях которых высокая урожайность хлебов. После этого можно будет надеяться, что закупки зерноуборочных комбайнов за рубежом прекратятся полностью. И не путем запрета на такие операции, а благодаря появлению отечественного агрегата, выдерживающего конкуренцию с мировыми брендами.

Но, увы, ситуация с импортозамещением радужная не во всех сферах сельскохозяйственного машиностроения. Недавно знакомый директор сельхозпредприятия рассказал, что хочет приложить максимум усилий, чтобы взять в банке валютный кредит и за счет него купить зарубежный кормоуборочный комбайн.

На мой вопрос, почему бы не воспользоваться услугами ПО «Гомсельмаш», который предлагает одну из своих последних разработок — кормоуборочный комбайн КВК-8060, директор заметил, что к этой машине много претензий в плане качества. Когда доведут его до совершенства, сказал руководитель, тогда я такой комбайн куплю, а пока ставку сделаю на импортный.

С претензиями к кормоуборочному комбайну согласен и начальник главного управления технического прогресса и энергетики с главной государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием машин и оборудования Минсельхозпрода Станислав Карпович. По его словам, аграрное ведомство собрало все замечания сельхозпроизводителей в адрес этой машины и разработало специальную программу по доведению ее качества до требуемых параметров. Сейчас дилерские центры ведут замену ненадежных деталей на более совершенные на уже работающих в хозяйствах агрегатах. Одновременно такие же детали устанавливаются на новых машинах, сходящих с конвейера. После того как эти кормоуборочные комбайны на деле покажут свою надежность, агитировать за них не надо будет. Более низкая цена по сравнению с импортными аналогами привлечет покупателей. Но для этого, повторюсь, нужно качество и еще раз качество.

Есть нерешенные вопросы с импортозамещением и в льноводческой области. Щучинский ремонтный завод выпускает хороший комбайн ТСЛ-2,4. Но проблема в том, что большая часть деталей в нем зарубежного производства. А это ведет к удорожанию цены. ПО «Гомсельмаш» в свое время разработало комбайн КЛС-3,5. Но он не пользовался спросом у льноводов. Почему? Да потому что был морально устаревшим еще до того, как сошел с конвейера. Производительность этого самоходного агрегата на уровне известного прицепного комбайна ЛК-4, производство которого освоили лет 40 назад. Новый агрегат имеет многие недостатки предшественника, в том числе и непозволительно большие потери семян при очесе льна.

Самая сложная ситуация с засильем импортных машин, предназначенных для уборки сахарной свеклы. «Гомсельмаш» разработал отечественный комбайн для этой сферы. Но к нему со стороны сельчан слишком много претензий. Специалисты говорят, что понадобится немало времени, пока его доведут до совершенства.

Итак, прогресс в вопросах импортозамещения у сельскохозяйственного машиностроения есть. Но существующие здесь проблемы не позволяют радоваться в полной мере. Надо еще долго и упорно работать во имя того, чтобы потребитель рублем проголосовал за отечественные машины.

Василий ГЕДРОЙЦ, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?