Для свядомых не знать на самом деле историю — обычное дело

Под луной и при свете

Если не брать в расчет «мяса пратэсту», что каждый день на видео обещает «больше не буу-дуу», то о костяке невероятных можно сказать так: истории не знают. Книг не читают. Самостоятельное мышление им чуждо.

Образованцы, одним словом.

Вот еще один белорусский подтверждающий пример. Прочитал недавно по совету умных товарищей работу Александра Дюкова «Повстанческий террор 1863—1864 гг. в Царстве Польском и Северо-Западном крае Российской империи». Рекомендую.

1830-й — 2020-й

Для начала немного истории. В 1857 году Александр II амнистировал участников польского восстания 1830—1831 гг. Началась перестройка административного управления в сторону этакой «обратной полонизации»: была разрешена деятельность польских ассоциаций и учреждений, рассматривалось восстановление частичной автономии бывшего Царства Польского.

Однако Герцен из Лондона (ну откуда же еще?) писал про Январское восстание 1863—1864 гг.: «Результат дичайшего национального гнета, перчатка, брошенная польским народом дикому самовластью царизма». Беглые, как видите, одинаково звонко врут — что сейчас, что 150 лет назад.

И точно так же, оказывается, ведут себя невероятные. Тогда власти столкнулись с «такими необычными для них формами протеста, как массовое ношение местными обывателями траура и бойкотирование развлекательных мероприятий». Ничего вам не напоминают белоцепкальные ленты лета—осени 2020-го, нет? А хейт (ненависть) и канселлинг (требование отмены) по отношению к артистам? Вспомните то же «Евровидение» или «Славянский базар».

«Протестуны» горды своим «креативом и возникшими формами», тогда как им кто-то просто переписал в методичках их же не такую и давнюю историю. И точно так же, как нынешние называют свое бандерложье затравливание «солидарностью», точно так же и прошлая «солидарность польского общества» имела в основе весьма низменные материи.

«В адрес тех, кто осмеливался пойти на организованные властями музыкальные вечера, звучали угрозы. Женщинам, не носившим траур, платья обливали медным купоросом и серной кислотой. Только та дама, не соблюдающая траура, избавляется от оскорблений, которая идет в сопровождении русского офицера». Это, знаете ли, взято из обзора политической обстановки, подготовленного чиновниками специально для императора в середине XIX века. То есть случаи вопиющие и отнюдь не единичные.

Смотрим на осень 2020-го. Надписи на домах и подъездах тех, кто стоял за белорусскую государственность, — были? Были. Угрозы судьям, чиновникам, журналистам, не говоря уж о правоохранителях? Тоже примеров полно. А та кликуша, что моталась за Григорием Азарёнком по Минску, желая непременно стукнуть его, да побольнее, просто не знала, что такое медный купорос. На свое же подслеповатое счастье.

Еще один очевидец тех событий рассказывал: «Под окнами людей, публично поддерживающих власть, организовывались так называемые «кошачьи концерты». А всего полтора года назад такие же под Белтелерадиокомпанией проводили три современных кошака: продюсер Максимков, хозяин аппарата Пугач и недорогой Дудинский. «Интересно, что организация «кошачьих концертов» зачастую осуществлялась на платной основе», — писал очевидец. И наши современные кошаки наверняка могут много об этом рассказать в следственных кабинетах.

Как пытались травить, давить и ломать наших учителей, надо ли напоминать? И снова ничего нового: «В августе 1861 г., собравшись толпою у квартиры элементарного учителя Олендзского, подозреваемого в мнимом шпионстве, жители угостили его сначала кошачьей музыкой, и потом ринулись в дом, разломали ставни и двери, сбросили Олендзского с чердака, и, распяв его на лестнице, носили лестницу по городу, бросая по временам об землю». Вот до чего дошел бы и прошедший белорусский «мирны пратэст», не останови его правоохранители.

Обязательно дошел бы, вспомните «люстрировать, интернировать, изолировать, поставить на колени, как беркутовцев» — нет такого низависимого нового медиа, что не написало бы об этом в предвкушении. «Надев на голову ему шляпу с нечистотами, сбрызгивали ему лицо подсолнечником, облитым человеческой мочой, и после этого хотели бросить его в р. Вепрж, но, заметив приближение войска, разбежались», — из отчета. Кто это делал? Тогдашние «протестуны». От которых тогдашние невероятные немедленно, как припекло, отперлись.

Ровно как и нынешние, сначала вытащившие «протестное мясо» на улицы, сфоткавшие нарушителей для всего мира, фактически — подставившие их под молотки, а потом сбежавшие — кто за рубеж, кто в свои фейсбучики.

Тех ловят, судят, сажают. А многие образованцы и по сей день одной рукой держатся за государственную службу, как за титьку, другой не забывая щипать «крывавы рыжым». И языком то же «нинавистное государство» что ни день поганить.

Томас Дж. Баркер «Атака русских кирасир на позиции косинеров».

Так да не так

Один в один описаны современниками того польского восстания и свары между «протестунами». «В июне 1862 г. один из руководителей подпольных комитетов Домбровский разработал план восстания, предусматривавший захват варшавской цитадели и крепости Новогеоргиевск. Однако принятие этого плана было сорвано сомневавшимися в его исполнимости оппонентами Домбровского». А помните, как пиит Некляев пытался «повернуть толпу на тюрьму, где сидит Статкевич»? Как подсказывал Дылевскому, «где лежат камни на площади»? Тот не согласился, этот сос… сосредоточился на стихах. Ни один не лучше — оба хуже. Но как же все похоже!

Одно не так: наместник Царства Польского великий князь Константин Николаевич «делал ставку на соглашение с польскими элитами и считал, что уступки помогут успокоить ситуацию… в течении осени 1862 г. он отменил введенный ранее режим военного положения… и даже после начала восстания продолжал проводить крайне либеральную политику». И — что? «На середину июня 1863 г. по приговорам военных полевых судов было расстреляно и повешено всего 12 повстанцев, 27 человек было отправлено на каторгу, 16 в Сибирь на поселение; число же убитых повстанцами гражданских лиц к тому моменту по заведомо неполным официальным данным составляло 455 человек».

Хотите, как на Украине (зачеркнуто) в Польше? Не хотим. Потому белорусы и благодарят судьбу, что не наместник во главе страны оказался, а наш Президент. Который действовал разумно, решительно и когда надо — жестко. А история только подтверждает: с «протестунами» жестко надо всегда.

Современный германский историк М. Рольф констатирует: «Главная причина восстания 1863 года заключалась не в нежелании имперских властей допустить реформы в Царстве Польском… Дело было скорее в уменьшении давления со стороны петербургских инстанций: это уменьшение постоянно увеличивало ожидания польской общественности и способствовало эскалации сначала внутренних конфликтов, а затем, в самом скором времени, и конфронтации с имперскими властями».

Сравните с тем, что поведала экстремистской Deutsche Welle отпетая кукуха сашароманова, работающая ныне информационной подстилкой объединенных штабов: «Колесникова с Бабарикой сошлись на идее: коль старый режим не мешает возвращению на родину художников парижской школы, концертам классической музыки и смелым театральным постановкам, то существует большой шанс, что он, уставший, тихо отползет в сторону на выборах 2020 года».

Ничто не ново под луной. И одним лишь невероятным это крайне тяжко объяснить.

Практически невозможно. Без бурсачьей розги.

А вот с нею — не поймут, так хотя бы запомнят. И желательно — на всю жизнь.

Уж простите, накипело.

mukovoz@sb.by

t.me/nakipelo_by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter