Под лежачий камень вода не течет

О поддержке бизнеса

Жизнь порой преподносит контрастные картинки. Бывает, спросишь у предпринимателя — чего он ждет от государства? Ответ почти заученный: «Да ничего не надо, лишь бы работать не мешали». Но так говорят, когда бизнес течет относительно спокойно. Или когда на горизонте обозначилась перспектива введения какого–нибудь нового правила для бизнеса. А вот если прижмет — другая песня. Как недавно случилось с арендой. Добивался бизнес, чтобы государство ушло от регулирования этой сферы, — получили желаемое. Хозяева площадей в итоге взвинтили цены, и арендаторы слезно взмолились, чтобы хоть кто–то поставил их на место...


В общем, как видно, крайности суждений здесь не к месту. Очевидно другое: государственная поддержка и его вмешательство в дела бизнеса — вещи абсолютно разные. Мудрые коммерсанты это прекрасно знают. А когда необходимо, опираются на подставленное плечо. В том числе и материальное.


Финансовая помощь бизнесу со стороны государства — это мировая практика. Беларусь — не исключение. На этот счет принято уже немало документов. Готовится еще один. Минэкономики подготовило проект Концепции государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Сейчас его активно обсуждают заинтересованные ведомства и союзы предпринимателей. Скоро документ передадут в Совмин.


В чем отличие нового документа от предыдущих схожих? Прежде всего в том, что он программный. Готовится в развитие Директивы Президента № 4. Разработчики проекта отмечают: все, что уже сделано для поддержки белорусского малого бизнеса, — хорошо. Но этого мало. Например, предложено создать новый Национальный фонд поддержки предпринимательства. Он поможет бизнесменам рублем. Кроме того, будет оказывать информационную и юридическую поддержку. Захотел открыть бизнес — ступай в отделение фонда. Там расскажут, что и как делать. Денег, правда, сразу не дадут...


И вот это предложение вызвало активную дискуссию среди предпринимателей. Представители бизнес–союзов говорят: разветвленную организацию можно и не создавать. А средства, необходимые для открытия региональных отделений фонда, лучше потратить на уже действующую инфраструктуру поддержки бизнеса. Ведь деньги из воздуха не появятся, их нужно будет изыскать в бюджете. К тому же уже давно работает Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, который тайны из своего существования не делает.


Но раз создание нового фонда заявлено, значит, должно увеличиться и финансирование господдержки. Иначе поменяется только табличка с названием структуры и не более. Министр экономики Николай Снопков на недавнем заседании Совмина заявил о том, что в Беларуси введут систему грантов, выделяемых под бизнес–проекты. А грант он на то и грант, чтобы выдаваться безвозмездно и быть достаточным для реализации проекта. В России, к примеру, на развитие предприятия можно безвозмездно получить более 25 тысяч долларов! В Беларуси помощь предпринимателям пока оказывают только на возвратной основе, в виде льготных кредитов. У любой модели, конечно, есть свои достоинства и изъяны. Но если мы и придем к безвозмездной помощи, стоит продумать ответственность его получателя за реализацию идеи. Ведь можно воспринимать грантовую систему как стимул к развитию, а можно как халяву, которую надо урвать, пока дают. А о деле и вовсе забыть. С другой стороны, если предприниматели, услышав о безвозмездной помощи, наперегонки побегут в фонд со своими проектами, будет из чего выбирать. Средства достанутся самым инициативным. Честно. На конкурсной основе не из двух–трех предложений. Какая уж тут халява?..


Сейчас бизнесмены не очень активно обращаются за госпомощью. Или не знают, что ее можно получить, или не хотят. Или предполагают, что государство все равно много не даст. А спросит по полной. Предоставляемый сегодня займ на 200 миллионов рублей по действующей ставке рефинансирования — это много или мало? Не так уж и мало, по–моему.


Хотя звонков и писем с вопросами о помощи, рассказал директор Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей Николай Старовойтов, поступает много. Другое дело, что дальше звонков часто дело не идет. Ведь нужно предложить на конкурс конкретный проект, а не просто сказать: «Дайте денег». Приоритет отдается производственным замыслам.


В прошлом году в фонд поступило 70 заявок от предпринимателей. Поддержано 52. Общий объем помощи составил около 3 миллиардов рублей. А в стране зарегистрировано более 300.000 субъектов малого бизнеса. Конечно, действующим фондом господдержка бизнеса не ограничивается, но соотношение все равно не очень весомое. Будем думать, что это 52 сильнейших. Но наверняка есть и другие, кому помощь не помешала бы. Почему не шевелятся?


Интерес государства в поддержке бизнеса понятен. Именно малые предприятия могут стать эффективным полем для внедрения инноваций, о которых у нас в последнее время так много говорят. Это потом уже можно тиражировать технологию на крупных производствах. Но такая деятельность сопряжена с немалыми рисками. И господдержка здесь может выступить как раз как страховка. Малый бизнес — это еще и импортозамещение. Помните, Премьер–министр сетовал, что у нас зубочистки привозные? Технология их изготовления — куда уж проще, никаких инноваций не надо. Но крупным игрокам такая мелочь малоинтересна. А еще малый бизнес, укрупняясь, ведет в страну иностранные инвестиции...


Как назовут новый фонд, если он будет создан, — не так уж и важно. Главное, чтобы был результат. Но и бизнесу нужно хорошо поразмышлять над тем, как использовать новые возможности. Ведь под лежачий камень вода не потечет...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter