Не пора ли реконструировать городские дворы?

Под кронами старых деревьев

Знаю, что рискую вызвать гнев защитников экологии вообще и защитников зеленых насаждений в частности. В смысле философском я на вашей стороне, уважаемые. Чем больше вокруг нас деревьев и скверов, тем лучше. В здравом уме никто не станет это оспаривать. Поставлю вопрос иначе. Надо ли спиливать старое и больное дерево, если оно может рухнуть? А если стоит на пути будущей улицы? А если дерево здорово, но делает ненормальной, нездоровой жизнь городского двора, превращаясь из друга в недруга? Скажут: не может такого быть! Увы, может.



...Те, кто восхищается транспортными удобствами нашей столицы, будь то коренные минчане или гости, имеют для того все причины. Эти удобства нам обеспечили после войны прозорливые архитекторы, проложившие через город широченные проспекты в разных направлениях. Кому они были нужны тогда, в 50–х? Редким полуторкам и автобусам? И как же эти магистрали пригодились сейчас! В Минске, утверждают специалисты, уже больше машин, чем в Берлине. А пробок–то практически нет даже в пиковые часы! 6 — 8 магистральных полос в двух направлениях вполне хватает и легковым машинам, и общественному транспорту, также организованному очень достойно.

Важно, что и современные проектировщики, потомки тех архитекторов–провидцев, тоже не ударили в грязь лицом! Их стараниями город получил два транспортных кольца, вот–вот будет готово третье, объездное; постоянно строятся «хордовые» магистрали и сложные развязки. Живем! Не стоим в часовых пробках, не дышим смогом и не травим других, ездим и радуемся. Но!

Контейнер как симптом


Довольно о хорошем. Напомнил очевидное лишь для того, чтобы обозначить проблему, которая любимый город едва ли красит. Его развитие никак не затронуло жилые массивы, которые были застроены в 60 — 70–х годах прошлого века, а проектировались еще раньше. И даже если капремонту подвергаются сами дома, дворовая инфраструктура остается нетронутой. Она устарела и не отвечает нуждам времени. Это тем более печально на фоне других, более сложных проблем, с которыми мы справились или справляемся.

Газета не раз обращала внимание на трудности, с которыми сталкиваются водители коммунальных машин, вывозящих  из городских дворов содержимое мусорных контейнеров. Напомню их еще раз — лишь в качестве симптома проблемы.

Вот в один из городских дворов вблизи Военной академии въезжает МАЗ, огромный бункер которого предстоит заполнить спрессованным мусором. Машина прибыла сюда через весь город, с улицы Ванеева, 40, где размещается предприятие «Спецкоммунавтотранс» и базируются 85 подобных грузовиков. За рулем этого — водитель Дмитрий Меделев, справа — грузчик Сергей Голубев. До первой площадки машина добирается относительно легко. Но ехать ей приходится по пешеходному тротуару. Его плиты не рассчитаны на регулярный проезд многотонных машин и во многих местах уже проломлены. Тротуар придется ремонтировать: пешеходам на нем не сдобровать. Но иначе к площадке не проехать: проезд на всем протяжении плотно уставлен легковыми машинами жильцов.

Но в этом дворе МАЗу хотя бы есть где развернуться на площадке. В соседнем — негде. Дмитрию приходится сдавать задним ходом, отчаянно сигналя, протискиваясь в сантиметрах от стоящих машин и рискуя их задеть. Хорошо, что снаружи страхует напарник Сергей. Но этот грузовик рассчитан на заднюю подачу мусора. В хозяйстве есть и другие, с боковой подачей. Их водители работают манипулятором и с погрузкой справляются в одиночку. Им особенно не позавидуешь, когда сдают задним ходом в дворовых лабиринтах. А если сзади, в «мертвой зоне», — ребенок или плохо слышащий пожилой человек?..

Бывает ли, что до площадки вы можете вовсе не подъехать? «Почти каждый день, — в один голос утверждают водитель и грузчик. — Даже в арках машины ставят и поперек проезда бросают». И что тогда? «Водитель обращается ко мне, я — за помощью в местный ЖЭС», — включается в разговор мастер производственного участка «Спецкоммунавтотранса» Центрального района Ирина Артемьева. Но и это, дескать, не всегда помогает, а к каждой машине эвакуатор не вызовешь. Настаиваю: а тогда что? «Мусоровозу приходится приезжать еще и еще раз, пока водитель не сделает свою работу. Да что там машины — иной раз ветка дерева мешает, а самовольно ее никак не спилишь. Недавно мусоровоз не мог въехать во двор по улице Калиновского три дня: именно столько длилось согласование с «Зеленстроем».

Ежедневную проблему с проездом в городские дворы подтверждает заместитель директора «Спецкоммунавтотранса» Леонид Студеничник. Особенно остро она проявляется в Центральном и Советском районах. В Первомайском, дескать, еще куда ни шло. Одно из решений предлагает начальник производственного участка предприятия Иван Шумский. Зная о нашей предстоящей встрече, он даже сформулировал его письменно. Проблема, дескать, наболела, ее давно обсуждают. Суть решения: чтобы мусоровозы не докучали жильцам и автовладельцам, чтобы не создавали аварийных ситуаций, они вообще не должны въезжать во дворы. Мусорные площадки нужно установить... вне дворов.

Неожиданно. Смело. Но возникают вопросы. Не пострадают ли городские пейзажи, которыми мы привыкли любоваться, если контейнеры будут стоять вдоль улиц? И станет ли чище во дворах, если кто–то из жителей поленится шагать сотни метров до контейнера и опорожнит ведро в ином укромном месте? Впрочем, не буду спорить. Вопрос, повторяю, не только и не столько в вывозе мусора: это лишь симптом проблемы.

Кто пробьет тупики


А ее корень в том, что эти дворы в Советском, Центральном, Первомайском и многих других районах в разных городах страны планировались и застраивались лет 60 назад, когда стандарты жизни и комфорта были иными. Тогда о персональных машинах мечтали лишь единицы, а во двор раз в день заезжали лишь такси, «скорая» или грузовик с мебелью. Виновны ли проектировщики, что не предвидели прогресс? С шириной Сталинского, потом Ленинского, ныне проспекта Независимости не ошиблись, а с дворами, выходит, просчитались? Уверен: не просчитались, предвидели. Между домами оставили по 100 — 150 метров зеленых зон — чтобы нам, потомкам, легко дышалось.

С тех пор эти пространства буйно поросли деревьями. А мы задыхаемся в транспортных коллапсах. Не на улицах — во дворах. Дважды в день по узким проездам навстречу одна другой едут машины. В одних везут ребенка в детсад, другие уже привезли, им надо выехать. Пробка! Тут же коптят воздух машины местных жителей, которым надо на работу: они тоже выехать не могут. Не дай бог, если здесь же и грузовик или того хуже «скорая» или машина МЧС...

Кстати, не верьте, когда вам не советуют зимой прогревать двигатель, ссылаясь на западный опыт. Там это не принято, потому что экологи засудят. Там не машины жалеют, а воздух и людей, которые им дышат. А в наших дворах будут одновременно дымить выхлопами с десяток машин только потому, что элементарно не могут разъехаться. У нас множество тупиковых проездов, в которые если и въедешь, то потом не выедешь: развернуться негде.

Чего проще, казалось бы, расширить, перепланировать проезды под нужды современного города. Ан нет! Каждый проезд строго ограничен бордюром. Вдоль него растут деревья, которым столько же лет, сколько и микрорайону — за 60. Их когда–то высаживали местные жители, заселяя новостройки. Они сейчас и того старше. «Попробуйте только прикоснуться к этим деревьям!» — говорит мне руководитель службы в районной администрации. Дескать, такое возмущение породите, что мало не покажется.

Проблему знаем, она решаема, говорит другой руководитель. Институт «Минскградо», например, готов был предложить проект реконструкции дворовой территории с расширением проездов в одном из микрорайонов. Но в ходе общественных обсуждений районная администрация получила протестные листы с двумя тысячами подписей. Оказалось, не нужны людям широкие проезды. Возражаю, поскольку знаю немало сторонников расширения. Они и к нам подходили — во время дискуссии с представителями «Спецкоммунавтотранса». Дескать, спилить один ряд деревьев — и все дела. Их еще много останется. Собеседник парирует: а на слушания почему–то приходят в основном протестующие.

Не называю имена и должности собеседников, чтобы не навлечь на них гнев общественности. Готов вызвать его на себя. Убежден, во–первых, что динамичный двухмиллионный мегаполис, каким является Минск, в XXI веке не должен жить по стандартам середины прошлого века. Он должен развиваться. Во–вторых, полагаю, что общественность, при всем к ней уважении, не всегда бывает права. Так было, например, при выносе из Минска «птичьего» или Сторожевского рынка и во многих иных случаях. Если бы все решали протестующие, мегаполис не имел бы ни первого, ни второго, ни третьего транспортного кольца. Ведь сколько деревьев полегло под бензопилами! Но если дерево или деревья, вместо того чтобы быть легкими города, становятся, уж простите, удавкой и мешают дышать, то стоит ли на них молиться? Тем более если взамен неподалеку высадить другие — для продолжения жизни.

ponomarev@sb.by

Фото  Сергея  ЛОЗЮКА.

Советская Белоруссия № 7 (25142). Четверг, 12 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter