Под колесами гоголевской птицы-тройки

Режиссер Еренькова разбудила потусторонние силы

Режиссер Еренькова разбудила потусторонние силы


Создатели премьерного спектакля «Женихи» по пьесе Николая Гоголя «Женитьба» Национального драматического театра имени М.Горького на себе испытали вторжение в работу неких мистических сил или, как это еще описывается в различных театральных байках, — влияние непокорного гоголевского духа.


Хотя «Женитьба» вещь, скорее, сатирическая, нежели мистическая, иррационального здесь мало. Но отзвук странных, потусторонних гоголевских вибраций, согласитесь, присутствует и в ней. Кажется, еще немного и обернется тихая петербургская дама Агафья Тихоновна самой настоящей ведьмой и полетит на метле над ночным Невским проспектом. Говорят, есть такие авторы, работа с которыми вообще чревата сюрпризами: то кирпич на голову упадет, то снег пойдет летом, то декорации выйдут из строя. Гоголь наряду с Лесковым и Булгаковым из их числа. И нынешние «Женихи» — как раз такой случай. Кажется, режиссеру Валентине Ереньковой, ее мужу и соратнику композитору Алексею Еренькову, хореографу Евгению Корняку и актерам удалось–таки разбудить дух писателя не просто ученической свирелью, а мощной театральной симфонией, где одновременно все рушится, но тем не менее оказывается на своем месте. Такой вот гоголевский абсурд.


Во время репетиций произошло главное ЧП, какое только может произойти перед премьерой, — по состоянию здоровья актер, репетирующий главную роль, выпал из процесса. Любимец публики Русского театра, автор и исполнитель Алексей Шедько, репетировавший Подколесина, растянул связки и попал в больницу. Роль в спешном порядке, буквально за две недели, пришлось «перешивать» на другого исполнителя из своей же труппы. Хотя режиссеру Валентине Ереньковой предлагали актера из другого театра, на что она не пошла и была готова даже заморозить спектакль до выздоровления Шедько. Но в итоге решила рискнуть и взяла на Подколесина молодого актера Алексея Сенчило. Еще летом в интервью нашей газете Алексей рассказывал: «Сейчас мы репетируем «Женитьбу» Гоголя. Я попал на маленькую роль Старикова. У Валентины Ереньковой в спектакле взрослый состав — Сергей Чекерес, Алексей Шедько. Если бы я был занят в одной из главных ролей, это противоречило бы концепции спектакля». Сергей Чекерес по этому поводу сказал: «Леша, если бы ставили на молодежь, ты был бы Подколесиным, потому что ты — вылитый Подколесин!» Как видим, жизнь корректирует любые концепции, а Чекереса никто за язык не тянул.


Конечно, желаем скорой поправки замечательному актеру Шедько, у которого, кстати, на 5 ноября запланирован большой сольный концерт в столице, но в этой связи подумалось: так уж устроен театральный уклад — пока известный артист не попадет на больничную койку, у молодого нет шанса попасть на хорошую роль. Случай вполне достойный того, чтобы быть вписанным в новейшую театральную историю, потому что рискну утверждать, что от ввода Сенчило спектакль только выиграл. В нем стало больше красок и нюансов. Нынешний Подколесин — Сенчило нелеп и нескладен, но в нем угадывается мощь и харизма. Пожалуй, это одно из самых точных попаданий в гоголевский образ за последнее время в белорусском театре.


Если, как мы выяснили, баловень театральной судьбы актер Алексей Сенчило просто оказался в нужное время и в нужном театре, то на роль Агафьи Тихоновны Еренькова заранее планировала молодую актрису Инну Савинкову, для которой это — первая большая роль и, кажется, удача. Инна тоже решила внести свою лепту в мистический ореол постановки и за несколько дней до премьеры загадочным образом потеряла... голос. На одной из последних репетиций она проговаривала свою роль шепотом, коллеги учились читать по губам или даже произносили ее реплики сами. От этого возник неожиданный комический эффект: немая Агафья Тихоновна, почему бы и нет? Слова девальвировались, женихи измельчали, мол, что тут скажешь. Можно только развести руками. То, о чем мы говорили выше, — все на первый взгляд свалившиеся «пакости», только расширяют палитру спектакля, добавляя в него нечто неожиданное.


Совместные сцены Сенчило и Савинковой — лучшее, что есть в нынешнем спектакле Валентины Ереньковой. Иногда кажется, что остальные «женихи», девицы, актеры — ненужный балласт спектакля. Но без него тоже, к сожалению, не обойтись. Показалось даже, что некоторые звездные актеры Русского с некоторой ревностью относятся к молодым коллегам, получившим такой карт–бланш. Во время спектакля в центре сцены стоит огромный торт — как образ всех наших простецких грез и неосуществимых мечтаний. Иногда от него по воле счастливого случая кому–то все же удается откусить кусочек.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter