Под ханга сладостные звуки

В Художественной галерее "Университет культуры" презентовали новый и необычный музыкальный инструмент

Что представляется вам при слове «ханг»? Древние лаосские монастыри? Мангровые леса Сенегала? Свадебные обряды на острове Муреа? Или просто какая–то экзотика без привязки к времени и месту?

Подскажу: ханг — это музыкальный инструмент. Причем молодой и исключительно европейский. Для того чтобы его создать, швейцарцы Феликс Ронер и Сабина Шерер изучили сотни этнических музыкальных инструментов, начиная от карибского стилпана и кончая музыкальной пилой. В итоге у них получилось это звучащее чудо — две стальные полусферы ДИНГ и ГУ, скрепленные между собой и нежно вибрирующие под пальцами музыканта. На вид — летающая тарелка. На слух — смесь индонезийских барабанчиков с виброфоном и челестой. По духу — нечто бесконечно далекое от привычной нам европейской музыки. Каждый инструмент — особая вселенная, особый мелодический строй. На некоторых хангах можно, потренировавшись, сыграть «Во поле береза стояла». На других это невозможно. Ханг сам диктует свою музыку. И, может быть, потому он сразу влюбил в себя людей, не желающих постигать премудрости музыкальной классики, но при этом уставших и от джаза, и от рока, и от попсы.


Важно подчеркнуть, что ханг — инструмент акустический, хотя не верящие в акустику люди часто подставляют ему микрофон.

Ханги есть и в Беларуси. При том, что швейцарцы сразу оградили свое изобретение патентом. Все ханги, какие есть в мире, были созданы в 2000 — 2013 годах в маленькой мастерской PANart на окраине Берна. Обладать таким инструментом — большое счастье и честь.

Естественно, у швейцарцев сразу же нашлись подражатели. Сотни людей пытались раскрыть секрет ханга. Кто–то потратил на это годы. Ныне в мире насчитывается не более 110 человек, изготавливающих подобные инструменты либо на заказ, либо — чаще — для себя и друзей. Есть такие любители и в Беларуси. В отличие от «настоящего» ханга, нелицензионные инструменты именуются хангпанами.

Кстати, никто не знает, откуда взялось название «ханг». Кто–то говорит, будто оно происходит от южнонемецкого слова «рука», но я отчего–то сомневаюсь.

Так или иначе, 14 августа 2017 года в Художественной галерее «Университет культуры» на Октябрьской площади на I Международной выставке песочной графики «Вне времени» состоялась официальная презентация ханга. Со своими импровизациями и рассказами выступил белорусский «хангмелеон» Иван Кривонос. Блистательный музыкант–любитель, который работает менеджером в компании связи, а в свободное время играет на ханге и хангпане, учит этому других.

Он демонстрировал удивительные свойства этих инструментов и попутно рассказывал о мероприятиях, которые проводит его школа. Представьте, к примеру, флотилию из 30 байдарок, на закате летнего дня медленно плывущих по озеру Вяча. На головной байдарке — самый обычный человек в джинсах и футболке, который держит на коленях некое подобие НЛО и извлекает из него инопланетные мелодичные звуки.

Но столь же чарующе звучит ханг и в обычном помещении вроде картинной галереи.

Импровизации Ивана Кривоноса проходили под аккомпанемент струящегося цветного песка. Куратор выставки, белорусский песочный график Ольга Радецкая (тоже, кстати, любитель), на глазах изумленных гостей создавала песочные картины и тут же их стирала, чтобы создавать новые. Все это происходило совершенно спонтанно. Как призналась мне Ольга, до начала представления она понятия не имела, какие именно композиции будет играть Иван и что будет рисовать она сама. Музыка, возникая откуда–то из космоса, руками Ольги создавала причудливые картины, сменяющие друг друга, как волны на морском берегу.

И удивительно, как публика мгновенно подчинилась этому ритму приливов и отливов, растворившись в гармонии стихий. Как будто не было напряженного трудового дня. Отдых, покой и расслабление, и заряд бодрости на следующую неделю. Здравствуй, священный ханг, и спасибо тебе!

juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
ТЕГИ:
Версия для печати
А ведь и не ваша больше повариха ((((( Юлии Андреевой

Интересная статья. А вот давайте зададимся   вопросом, а почему же люди  придумали разные там музыкальные  инструменты. Так вот во второй книге Царств 6:5 сказано: А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах. И  вот общеизвестный факт: создавая скрипку, альт и даже виолончель итальянские мастера думали о красоте женских форм. И вот я спрашиваю Вас Юлия по теме этой Вашей   статьи, а о чем же  думал  тот русский мастер,  кто  первым  сделал  балалайку? Сказала бы вот Вам, да только боюсь, что модератор не пропустит!   Но все-таки  вот попробую рассказать Вам наш национальный анекдот насчет  использования музыкальных инструментов в жизни. Так вот значит одного деревенского парня перед его свадьбой наставляет  батюшка: «В семейной жизни у вас с женою должны быть всегда любовь и согласие. И  в  постели  между  вами тоже  должна  находиться  гармония!  Ты меня правильно и точно понял, сын мой!»
И вот через какое-то время после  брачной  ночи этот же самый  духовник парня  интересуется у своего прихожанина:  «Ну как,  все  было  нормально у вас с женою?»
На что молодой муж отвечает: «Да   все же у нас с Манькой  было   просто  зашибись! Но только вот извините святой отец, а   к  утру  ту  гармонь, про которую  мне  наказывали,   я   все-таки   выбросил! Очень  сильно  нам  мешала, знаете ли!» Так вот Юлия мой вывод насчет написанного Вами: всему должно быть своё место и время!

Александр,53,Бобруйск
Действительно чудо,но было бы ещё чудней,если бы на сайте было не фото,а видео,чтобы можно было послушать. А так, даже и не знаю,что сказать про звучание этих чудо-инструментов,может что-то от того,как  посвист Соловья Разбойника!?
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости