Под грузом собственного веса

Считается, есть три типа полноты. Первый — вызывает зависть, второй — улыбку, третий...

Считается, есть три типа полноты. Первый — вызывает зависть, второй — улыбку, третий — брезгливость и отвращение. Люди с ожирением порой ненавидят самих себя. За внешний вид и безволие. «Кому я нужна с таким животом! — вздыхает 56–летняя Нина. — Знаю, конечно, только я виновата. В еде никогда себе отказать не хотела. Вот и сейчас дочка торт принесет — у меня глаза загораются». Моя собеседница — пациентка Минского центра герниологии и бариатрической хирургии при 4–й клинической больнице. Нина, как и многие здесь, ждет серьезной операции, которая поможет избавиться от непосильного груза. Сейчас при росте 154 см ее вес 145 килограммов! Но это далеко не «местный рекорд». Вообще–то узнать точный вес пациентов — большая проблема. Стандартные весы покажут максимум 150 кг. Под каждым третьим–четвертым, кто сюда приезжает, такие прогнутся и заскрипят. Приходится использовать складские, но и эти тяжко вздохнут, когда становится на них гигант под 300 кило.


Полный, назад!


В стране около 10 тысяч человек стоят на учете у эндокринологов по поводу ожирения 1 — 3–й степени. Почему мы редко видим этих людей на улице? Они туда не выходят. Не хотят и часто уже не могут. Из–за депрессии и физических проблем. Одышки, болей в сердце и суставах, давления и страха упасть, переломав себе руки и ноги.


Настоящим спасением становится радикальный подход — операция. Уже более 10 лет такие вмешательства проводит кандидат медицинских наук, доцент Николай Дорох с командой врачей. Операции, по сути, делятся на две группы. Либо при помощи специального кольца желудок перетягивают посередине наподобие песочных часов. Тогда три ложки еды — и сыт по горло. Либо выключают из процесса пищеварения сегмент кишечника, где происходит самый активный процесс всасывания пищи.


Работают над этим врачи порой без перерыва до 4 — 5 часов. Вмешательство тяжелое, с серьезными рисками. Но после него начинается новая жизнь. У 30–летнего Сергея из Могилева проблема «полноты бытия», как и у многих здесь, уходит корнями в прошлое. Дошло до того, что парень весил 240 кг. Последние три года еле–еле передвигался. Остался без работы. А специальность свою любит, гордится ею. Мечтает после «взятия» нормального веса — не более 90 кг — заняться восстановлением храмов, по специальности он художник–реставратор. На вопрос о том, когда начал полнеть, признается: «Я с детства такой». «Любили много и вкусно поесть?» — «Бабушка приучила...»


Вот уж где благими намерениями... А ведь сколько врачи и психологи призывали сердобольных бабушек и мам не закармливать детей, не проявлять свою любовь порцией сладкого! Вот так любимое чадо получает «в подарок» не только неподъемный вес, но и сахарный диабет, гипертонию, варикозное расширение вен и прочее. У 25 — 36–х летних людей с ожирением риск смерти в 12 (!) раз выше по сравнению с их ровесниками — теми, чей вес в норме. В прошлом сентябре в центр приехал на консультацию молодой человек. Были все показания к операции — масса тела далеко за центнер. Но подхватил инфекцию, заболел пневмонией. Оказалось, из–за ожирения легкие были сдавлены, их объем так уменьшился, что организм не справился с болезнью. В 25 лет человек умер, сидя в больничном кресле...


Ни в какие ворота


Восемьдесят процентов тучных людей говорят: «Я ем, как все». Или: «Ничего не ем вовсе». Не слушайте — это неправда! Николай Дорох просит каждого, кто приехал к нему на консультацию, начать вести пищевой дневник. Записывать туда буквально все, что попадает в тарелку. Анализ записей шокирует: есть персонажи, которые питаются по 9 — 16 раз в день. Хрестоматийный пример — еда круглые сутки, когда встают «чуть перекусить» по нескольку раз даже ночью.


Еще замечено: часто толстые люди питаются в одиночестве, когда плохое настроение и просто за компанию. Более одного километра за день из них почти никто не проходит. Так что винить во всем «плохие» гены просто наивно. До 70 процентов контингента центра — женщины, которые не могут остановиться, заедая стресс. Когда листают страницы собственных дневников, и сами в панике: «Неужели я столько ем?!» Еще до операции, приехав в клинику, некоторые сбрасывают до 10 — 15 кг, урезав свой безумный рацион, понимая: так есть нельзя!


Жить полной жизнью


«Я перепробовала все: лечебное голодание, диеты, кодировалась у трех психотерапевтов — вес возвращался снова с большим плюсом, — рассказывает Елена, еще одна колоритная пациентка хирурга Дороха. Ей сделали операцию три дня назад. — Знаете, у меня в семье все крупные, большие люди, но мой случай особый. Мучилась я страшно. Настал момент, когда собственное тело превратилось в тюрьму. В театр и кино перестала ходить много лет назад. Боюсь не поместиться в стандартном кресле. Во мне ведь 170 килограммов».


После операции уходят не только «отягчающие обстоятельства», но и их спутники — гипертония и сахарный диабет. Каждую неделю хирурги выполняют 3 — 4 вмешательства, которые возвращают людям здоровье. С 2006 года таких проведено более 700. А ведь многие до сих пор не знают: чтобы радикально преобразиться, не нужно искать помощи ни в Москве, ни в Нью–Йорке. Кому отказывают в таком вмешательстве? Людям до 18 и старше 65 лет. А еще тем, у кого сердце изношено до предела (как говорят врачи, декомпенсирована сердечная деятельность).


Через 3 — 4 месяца — полгода вес начинает заметно снижаться. Пациенты не просто довольны — счастливы. На врачебном столе кипа фотографий. Глазам своим не веришь. Вот снимок девушки. В 26 лет она весила 160 кг, после операции — 60! Сказать, что это два разных человека? Не то слово! Вот где жизнь «до» и «после».


Однако мало кто знает, какой ценой врачам центра дается их труд. Здесь нет аппаратов для анестезии, рассчитанных на людей весом более 160 кг, — уже большая проблема. Хирургические наборы инструментов давно нуждаются в замене. Нет «просторных» операционных столов, на которых принято оперировать пациентов–гигантов, обычно приходится составлять два стандартных. Местная хирургия нуждается в сшивающих аппаратах, с помощью которых можно за считанные минуты сделать аккуратные швы. Врачам приходится кропотливо работать вручную. Есть и кадровые проблемы. По словам Николая Дороха, центру экстренно необходимо введение ставок психолога, врача–кардиолога и др. Привлечение таких же фанатов своего дела, как уже работающие здесь специалисты.


Не все очевидно


«У нас во всех смыслах тяжелый контингент, — признает Николай Николаевич. — Ведь многие из наших больных перекладывают проблему лишнего веса на врачей и близких. Убедить их выполнять особые рекомендации — огромная работа. Объясняешь: это не отказ от чего–то, а разумное ограничение. Но случается, после операции толстый человек начинает есть так, что разрывается силиконовое кольцо, перетягивающее желудок». Что сказать, запойные едоки...


Вообще, все чрезмерно полные люди — больные. И несчастные. Кроме того, бедные. Ведь почти все средства расходуют на питание. Врачи открывают больничную тумбочку — она снизу доверху забита хлебом, колбасой, печеньем... Кстати, один из первых вопросов после операции всегда предсказуем: «Когда будет можно поесть?»


Из всех случаев ожирения только в 10 процентах виноваты гормональные нарушения, у еще 10 процентов причина — психическая патология, остальные 80 в большинстве своем объяснимы непомерной любовью к еде и хронической ленью. Но легче, конечно, винить во всем «плохие» гены, сидячую работу, стрессы. Меж тем выдвинута теория, что ожирение вызывают вирусы, изменяющие работу жировых клеток. Это пока только предположения. Но ведь действительно есть те, кто в 25 строен и худощав, а через 2 — 3 года без видимых причин превращается в человека–слона. Что это — происки вируса?


Факт


Известно, что в средние века во Франции было заведено уголовное дело на одну даму. Она трижды выходила замуж и трижды оставалась вдовой. Как выяснили, все ее мужья умирали, будучи раскормленными до чрезвычайных размеров. Несложно догадаться, что после каждой трагической кончины состояние вдовы стремительно росло. Как сказали бы юристы наших дней, «убийство из корыстных побуждений».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter