25 августа кинорежиссер Сергей Соловьев отметит 75-летний юбилей

Под эмблемой любви

В это воскресенье 75-летний юбилей отметит известный кинорежиссер, неоднократный гость и участник Минского международного кинофестиваля «Лістапад», преподаватель ВГИКа, основатель фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня», создатель картин «Станционный смотритель», «Асса», «Нежный возраст», «Анна Каренина» и многих других Сергей Соловьев. К 75-летию мастера на канале «Культура» в воскресном эфире увидим документальную ленту «Абсолютно счастливый человек» и трагикомедию «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви». Немало народного артиста России связывает с нашей страной и белорусскими коллегами старшего поколения.

v-kurier.ru

Много лет Соловьев вел мастерскую во ВГИКе с режиссером Валерием Рубинчиком, ушедшим от нас в 2011 году. Больше двадцати лет Рубинчик жил в Москве, но мы по-прежнему считали его и белорусским режиссером, так как именно на киностудии «Беларусьфильм» он снял известные картины «Венок сонетов», «Последнее лето детства», «Культпоход в театр», «Дикая охота короля Стаха» и другие. И Рубинчик, и Соловьев — большие эстеты в своем творчестве, для которых крайне важна изобразительная составляющая кино. Оба с большим чувством юмора и бесконечной влюбленностью в итальянских классиков неореализма. Вспоминаю их о чем-то увлеченно беседующих в холле гостиницы «Беларусь», постоянном пристанище гостей «Лістапада». Какие флюиды таланта исходили от этого тандема! Слушать их можно было бесконечно. 

Буквально в марте этого года на сцене минского Театра киноактера зрители смогли увидеть спектакли объединенной актерско-режиссерской мастерской ВГИКа Соловьева: «Княжна Мэри» по мотивам романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» и постановку «Фро» по прозе Андрея Платонова (режиссер обоих спектаклей Татьяна Самбук). 

«Асса».
inform.ru

Художественный руководитель Театра-студии киноактера народный артист Беларуси Александр Ефремов рассказал, что более 40 лет дружит с Сергеем Соловь­евым, и был рад предоставить площадку талантливой молодежи: «Этот показ — идея студентов Сергея Александровича. Они приехали ко мне и предложили такие мини-гастроли. Я с радостью согласился. Мне интересно, чем живут студенты вуза, который я окончил, сегодня». Александр Ефремов не скрывает, что дорожит дружбой с российским коллегой: 

— С Сережей Соловьевым мы знакомы с 1977 года. 42 года в этом году нашей дружбе. Время от времени мы встречались где-то на фестивалях, общались, обсуждали кино… Он присылал мне все свои книги, которые я с удовольствием перечитываю. Как и книги Георгия Данелии и Никиты Михалкова. У меня к нему нежное, почтительное и восторженное отношение. Несомненно, он очень успешно реализовал себя не только как кинорежиссер, но и как талантливый педагог. Очень рад, что у нас есть возможность посмотреть работы его учеников.

«Анна Каренина».
ruskino.ru

­— Я был ошеломлен! — вспоминает заслуженный артист Беларуси Александр Кашперов. — Впечатления от тех показов были очень сильные. Особенно от постановки по Лермонтову. В этой работе чувствовалась эстетика самого Соловьева, его влияние, его взгляд на литературу и театр. Оставалось только завидовать его студентам. Их возможности постоянного общения с мастером такого масштаба.  

…Сергей Соловьев всегда умел удивлять. От эталонных экранизаций классики («Егор Булычов и другие», «Станционный смотритель») перешел к историям о современности. Переосмысливал в них темы взросления, ответственности взрослых перед младшими, учителей перед учениками. «Сто дней после детства», «Наследница по прямой», «Спасатель» говорили что-то важное о современности, удивляли свежестью интонации. Реализовал два масштабных совместных кинопроекта: советско-японский («Мелодии белой ночи») и советско-колумбийский («Избранные»). Во многих лентах снялась актриса и муза Татьяна Друбич, ставшая впоследствии супругой, которая всегда считала, что свой лучший фильм «Чужая Белая и Рябой» Соловьев снял по повести Бориса Ряховского. Легенда гласит, он был подростком, когда увидел «Летят журавли» Михаила Калатозова. «Мне сразу стало ясно, что ничем другим в своей жизни заниматься не буду — только кино. У меня словно крышу снесло», — признается он позже. Влюбленность в фильм Калатозова осталась с ним на всю жизнь. Позже появились и другие кумиры. Завораживали и удивляли своими кинополотнами европейские мастера, у которых хотелось учиться. 

Почувствовав ветер перемен, Сергей Соловьев решился на перестроечную трилогию, в которую вошли «Асса», «Черная роза…» и самый фантасмагоричный и мрачный «Дом под звездным небом», про который Михаил Ульянов сказал: «Сережа, я ничего в твоем сценарии не понял, но сниматься у тебя буду». Фильм «Анна Каренина» вышел к зрителю вместе с продолжением «Ассы» («2-Асса-2»). Он был связан с ним концептуально, и не все зрители были готовы к такому творческому дуплету. Время концептуального кино уже уходило, на смену ему заступал на вахту «попкорновый» кинематограф блокбастеров и экранизированных комиксов про супергероев. 


Во всем, что делает Соловьев, чувствуется вдохновение и своеобразная поэзия. Сергей Александрович — авантюрист в высоком смысле этого слова. Умеет восхищаться людьми. Ценит классику, много лет дружил с композитором Исааком Шварцем, писавшим для его картин музыку, но нашел в своем творчестве место и для композиций Бориса Гребенщикова и Виктора Цоя. Позже на его орбите появился Сергей Шнуров и музыкант с мировым именем Юрий Башмет. Также талантливую музыку для картин стала писать его дочь Анна. Он никогда не снимал на «жареные» конъюнктурные темы, всегда обращался вглубь человека. Много лет с успехом ведет на канале «Культура» программу «Те, с которыми я…». Умение восхищаться чужим талантом тоже одно из редких качеств этого уникального кинематографиста. Некоторое время назад удивил поклонников, выпустив огромный трехтомник своих воспоминаний, где на страницах ожили и заговорили с читателями оператор Георгий Рерберг, поэт и сценарист Геннадий Шпаликов и композитор Исаак Шварц. 

В своих поздних картинах «Одноклассники» и «Ке-ды» вновь обратился к проблемам молодежи, чтобы понять, какое оно, нынешнее поколение двадцатилетних? Это был взгляд мудрого успокоенного человека, духовно раскрепощенного, трезво оценивающего жизнь, давно определившегося в своих ценностях. И в их ряду свобода самовыражения занимает далеко не последнее место. 

ЦИТАТЫ

«Что такое кино как искусство, я сказать могу. То, как Чаплин уходит по дороге, — это искусство. А просто определить, что такое искусство, очень сложно. Я бы сказал, что искусство — это род достигнутой лично тобой гармонии».

«Пока не возникнет маниакальное отношение к тому, что ты собираешься сделать, пока не возникнет маниакальное знание того, как ты это хочешь сделать, ничего не получится». 

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter