Под диктовку

Отечественный АПК при вступлении России в ВТО рискует стать филиалом транснациональных агрокорпораций В ближайшее время состоится решающий раунд переговоров между Россией и ЕС по поводу вступления в ВТО, где речь пойдет о повышении наших внутренних цен до уровня мировых и о степени господдержки отечественного производства. Наши контрагенты надеются устроить очередное «выкручивание рук».

Большинство требований, точнее – ультимативных условий РФ предъявляется именно в сфере сельского хозяйства, пищевой промышленности и импорта агротоваров. Причем такие условия не предъявлены даже слаборазвитым странам, а Россия, напомним, вступает в эту структуру в статусе страны «с рыночной экономикой»…
Доля РФ в экспорте продовольствия и сельхозсырья из региона Евросоюза давно достигает 30 процентов, из Северной Америки – свыше 15 процентов, из Южной Америки –  20 процентов. Причем с 2004 года особенно быстро увеличивается российский импорт мясопродуктов. То есть при такой зависимости страны от поставок из-за границы соблазн покрепче посадить ее на «продовольственную иглу» только растет.
В регионе ЕС, Северной, Южной Америке, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР и Китае уровень прямой и косвенной поддержки сельского хозяйства и связанных с ним перерабатывающих отраслей уже который год в десятки раз больше, чем в России. С учетом же импортной «агроэкспансии» такая ситуация грозит отечественному АПК превращением в сырьевой и сбытовой филиал транснациональных агрокорпораций. По примеру сельского хозяйства большинства латиноамериканских, азиатских и почти всех африканских стран…
Основные, уже согласованные «агроусловия» участия России в ВТО таковы.
Снижение уровня пошлин на импорт агропродукции до 5-10 процентов, при том, что в большинстве стран мира этот уровень превышает 30 процентов. Ликвидация ограничений (то есть квот) на импорт сельхозпродукции, в первую очередь сахарного тростника, мясо- и рыбопродуктов, мяса птицы, кормовых продуктов, кондитерских изделий и плодоовощных изделий – хотя эти ограничения существуют в других странах – членах «большой восьмерки». Повышение железнодорожных тарифов до среднемирового уровня – при том, что, во-первых, до 70 процентов внутрироссийских и экспортных перевозок сельхозгрузов РФ осуществляется по железным дорогам, а во-вторых, такие перевозки на всех видах транспорта почти во всех других государствах прямо или косвенно дотируются.
В этом же ряду и требования сократить уровень прямой и косвенной господдержки сельского хозяйства и пищевой промышленности. И неудивительно, что, например, доля зарубежных капиталовложений в сельское хозяйство России едва достигает 2 процентов от общего объема зарубежных инвестиций в российскую экономику.
Руководитель сельскохозяйственного отдела посольства Венгрии А.Кемень недоумевает: «Чем объясняется, что при таких деньгах, как у России, на сельское хозяйство выделяется все меньше и меньше?» Хороший вопрос!
Зампред Аграрного комитета Госдумы РФ В.Плотников считает, что наши власти просто не понимают реальную ситуацию в отечественном АПК. И стремятся в ВТО ради достижения политических, а не экономических целей. По мнению В.Плотникова, участие России в этой структуре на уже согласованных «сельскохозяйственных» условиях лишит РФ ее собственного АПК.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter