Почва для роста

ВОТ уже три года, как существует в Полоцке Информационный центр сельского туризма и отдыха — идея его создания когда-то родилась у меня. Рискну утверждать: аналогов ему нет в республике. Наверное, главная ценность этого дела в том, что корни его — здесь, на Полотчине. Тут же реализована инициатива, без которой дальше продвигать агроэкотуризм в республике будет проблематично.

Откуда возьмутся новые энтузиасты?

ВОТ уже три года, как существует в Полоцке Информационный центр сельского туризма и отдыха — идея его создания когда-то родилась у меня. Рискну утверждать: аналогов ему нет в республике. Наверное, главная ценность этого дела в том, что корни его — здесь, на Полотчине. Тут же реализована инициатива, без которой дальше продвигать агроэкотуризм в республике будет проблематично.

Почему, спросит иной читатель, настолько важно в каждом районе иметь некую координирующую структуру, вроде нашего центра? Ведь белорусский сельский туризм и так неплохо развивается? Но проблема как раз в том, что сегодня остро не хватает кооперационных связей, взаимовыгодного сотрудничества. Мы, хозяева усадеб, стараемся ставить свои небольшие бизнес-проекты не то, чтобы в вакууме, но… Пока больше действуем по наитию, уповая на то, что потенциальные клиенты и так «набредут» на усадьбу, нами обустроенную. Если бы все было так просто, то клиентов пришлось бы «отваживать». На самом же деле высокие цены на услуги белорусских усадеб вовсе не говорят о бешеном спросе. Скорее, не совсем большое предложение позволяет многим усадьбам не остаться без туриста. А при большем количестве субъектов в бизнесе на сельском отдыхе возрастет конкуренция, снизится ценник…

Но как сделать, чтобы больше было реально работающих, не «бумажных» усадеб в Беларуси? Нужно помогать людям, которые, как я, например, пытаются сделать усадьбы на старых хуторах, доставшихся в наследство от бабушек, дедушек. По своему опыту знаю: такое возрождение в новом качестве — дело нелегкое! Возникает немало вопросов, решить которые человеку в одиночку не под силу. Скажем, разве может потенциальный хозяин агроусадьбы потянуть электрификацию своего хуторка? Тут важно, чтобы эффективно работало частно-государственное партнерство!

Быть может, кому-то покажется: хозяева агроусадеб купаются в деньгах, получают сверхприбыли. А значит, могут сегодня предложить сервис по самому высшему разряду? Не стала бы спешить со столь радужными выводами! Мне звонят клиенты, просят теперь уже, кроме стандартного набора — «природа, тишь, сельская идиллия» — еще и целый «довесок» развлечений. Лодки, лыжи, снегоходы… И это, подразумевается, можем предложить? Честно скажу: на Полотчине усадьбы еще отстают от «коллег» в других регионах, особенно в пристоличье, где, кроме вышеперечисленного, есть и лошадки, и кареты, и прочие «заманушки». Выход? Кооперироваться! Чтобы сообща купить, допустим, тот же снегоход — один на пяток усадеб…

С другой стороны, мне видится, что для объединения усилий предстоит преодолеть некоторые «но». Раз будет общее, значит, не совсем мое? К слову, некая аналогия по этому поводу возникла у меня во время недавней поездки в Польшу, где знакомилась с опытом ведения агротурбизнеса и фермерства. Казалось бы, зачем фермеру при ста гектарах земли иметь десяток тракторов? Свое не тяготит? Наверное… В том и отличие наших хозяев от польских, что в стране-соседке агротуризм развивается по большей части на базе фермерства, которое уже окрепло, устоялось. У нас же, это мой субъективный взгляд, пока чаще сельский туризм как бы привносится на деревенскую почву. Горожанами, вышедшими на пенсию. Просто обеспеченными людьми, которые вкладывают капитал в какой-либо «крутой» туркомплекс. Можно и так развиваться, но, по-моему, эффективнее, правильнее все-таки польский вариант. То, что взращивается сельским человеком не в первом поколении, на деревенской почве будет перспективнее … Мы же зачастую привыкли автоматически относить к сельскому туризму все, что делается в индустрии отдыха «за городской чертой».

Не уверена, что много туристов привлекут в районы, на периферию так называемые бренды — типа Зюзи Поозерского на Поставщине или недавно «введенного» для Полотчины Лешего-Лесуна, хозяина лесов. Зачем тогда «клонировать» всевозможные поместья разных местечковых дедов морозов, прочих сказочных персонажей? Не соглашусь, впрочем, будто бы такая практика бесполезна. Здесь речь идет о пользе, если можно так выразиться, именно для «внутреннего рынка». Нужно ведь думать и о том, куда поехать, где развлечь местную ребятню?

В любом деле важно не «заболтать» идею, не оставить ее на уровне слов, своеобразных деклараций о намерениях! Да, креативных задумок в нашем туризме пока  немного, но, на мой взгляд, еще сложнее с энтузиастами, теми, кому браться за конкретное воплощение. Ведь чем привлек сельский туризм многих белорусов? Он дает возможность «заиметь» собственное, свое, то, что можно оставить по наследству. Не думаю в связи с этим, что стоит в обозримом будущем ждать большого прироста количества усадеб в Беларуси. Пусть лучше их будет столько, сколько есть сейчас. Но уже работающие в этом сегменте турбизнеса должны думать о своем качественном развитии. В ближайшее время, боюсь, далеко не каждая белорусская семья сможет позволить себе выложить по двадцать-тридцать долларов в сутки, без питания, за отдых на отечественной же усадьбе. Надеемся на иностранцев, в частности, россиян? Да, прошлый турсезон оказался богат на отдыхающих из России, сказались ценовые преимущества. Но кто даст гарантии, что так будет и в следующем году? Между тем, по статистике, только 20 процентов туристов, которые приезжают отдыхать на белорусские усадьбы, — это иностранцы. Чем заманивать своих сограждан будем?..

Людмила ЦАРЁВА, руководитель Информационного центра  сельского туризма и отдыха

г. Полоцк

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter