Почва для полезного роста

Некоторые мечты, как известно, можно воплотить в жизнь собственными руками. Взять, например, торфяной грунт или субстрат, смешать его с землей либо вовсе заменить песок в теплице — и сиди, жди себе урожая. Неудивительно, что спрос на такую продукцию в мире постоянно увеличивается: в исходном сырье содержатся гуминовые вещества — природные полимеры, которые обладают свойствами, стимулирующими рост растений. Насытить внутренний рынок питательной основой и нарастить экспортные поставки должно набирающее обороты новое направление торфопроизводства. Государственной программой «Торф» запланировано к 2020 году увеличить выпуск торфяных грунтов только для республики до 25,5 тыс. тонн, верхового кипованного торфа — до 80 тыс. тонн. По сравнению с 2006 годом объемы должны вырасти в 4,7 раза и в 2,9 раза соответственно. У нас ежегодно от 90 тыс. тонн до 131 тыс. тонн полезного ископаемого идет на приготовление кипованного торфа и грунтов, немало товара идет за рубеж. Вместе с тем практика показывает: в последнее время остающегося количества для внутреннего рынка недостаточно. Потому постепенно растет импорт. Так, в страну в прошлом году было ввезено примерно 5 тыс. тонн питательного грунта из-за рубежа. Производители рассчитывают отвоевать эту нишу и нарастить продажи на экспорт...

Некоторые мечты, как известно, можно воплотить в жизнь собственными руками. Взять, например, торфяной грунт или субстрат, смешать его с землей либо вовсе заменить песок в теплице — и сиди, жди себе урожая.

Неудивительно, что спрос на такую продукцию в мире постоянно увеличивается: в исходном сырье содержатся гуминовые вещества — природные полимеры, которые обладают свойствами, стимулирующими рост растений.

Насытить внутренний рынок питательной основой и нарастить экспортные поставки должно набирающее обороты новое направление торфопроизводства. Государственной программой «Торф» запланировано к 2020 году увеличить выпуск торфяных грунтов только для республики до 25,5 тыс. тонн, верхового кипованного торфа — до 80 тыс. тонн. По сравнению с 2006 годом объемы должны вырасти в 4,7 раза и в 2,9 раза соответственно.

У нас ежегодно от 90 тыс. тонн до 131 тыс. тонн полезного ископаемого идет на приготовление кипованного торфа и грунтов, немало товара идет за рубеж. Вместе с тем практика показывает: в последнее время остающегося количества для внутреннего рынка недостаточно. Потому постепенно растет импорт. Так, в страну в прошлом году было ввезено примерно 5 тыс. тонн питательного грунта из-за рубежа. Производители рассчитывают отвоевать эту нишу и нарастить продажи на экспорт.

Месторождение бывшего торфобрикетного завода в поселке Крулевщизна присоединили к «Витебскоблгазу» в 2007 году. К этому времени завод исчерпал залежи низинного торфа и пытался выпускать грунты из верхового. Идею подхватил новый собственник и с нуля построил уникальное предприятие. Заместитель генерального директора по промышленному и сельскохозяйственному производству УП «Витебскоблгаз» Константин Почепко делится успехами: «Сейчас мы можем изготавливать продукцию по 50 рецептурам — как по своим, соответствующим рекомендациям Национальной академии наук, так и по рецептурам заказчиков. Основа (а это 70 % состава) — наш торф. Оставшуюся часть могут составлять низинный торф, керамзит, удобрения, известь… В собственной лаборатории проводится оценка готового состава, а образцы хранятся в течение года как доказательство качества, если, скажем, у покупателя не взойдут семена».

Правда, таких случаев пока не было. Чего не скажешь о нареканиях на грунты некоторых частных фирм. «Для кактусов, орхидей, фиалок, рассады, деревьев хвойных пород должен быть свой состав. А наши предприниматели порой просто сепарируют торф, грубо говоря, просеивают его через сито, и упаковывают. А потом люди удивляются, почему растение слабое», — комментирует главный научный сотрудник Института природопользования НАН академик Иван Лиштван.

На заводе замечают, что у нас в стране появились обеспеченные и притязательные клиенты, которые хотят быть уверенными в почве под корнями дорогих экзотических цветов и деревьев. Того же желают и в дендропарках, лесопитомниках. Хороший урожай нужен и дачникам. Неудивительно, что по итогам 2013 года завод в Крулевщизне реализовал продукции на Br 40,7 млрд. В 2007-м сумма была куда скромнее — почти Br 1,8 млрд. «Ежедневно мы отгружаем около 20 машин вместимостью 26 тонн. Грунт идет как на экспорт в 20 стран (в прошлом году принес нам $ 3,1 млн.), так и в торговые сети. Перед последними у нас обязательство доставлять запрошенные объемы в течение суток. Сравните: в республику завозят 5 тыс. тонн питательных грунтов. В прошлом году мы продали 7 тыс. тонн и только 2 тыс. тонн — за рубеж. Думаю, еще 3 тыс. тонн спокойно можем «отвоевать» у импорта. Благо мощности это позволяют. Большая часть от этого объема сейчас приходится на кипованный торф, продукцию с меньшей добавленной стоимостью, нежели грунт. Но пропорции производства можно менять», — говорит Константин Почепко.

Заместитель генерального директора ГПО «Белтопгаз» Валерий Ковалев не скрывает: этот завод пока единственный в Беларуси и самый современный в Европе. Хотя уже к концу года ожидается, что у предприятия появится «брат» в Столинском районе. Соинвестировать в разработку месторождения «Глинка» вызвалась чешская компания.

Торф — уникальное сырье, пригодное для глубокой комплексной переработки, считает Иван Лиштван. Потому в свое время специалисты НАН зарезервировали 8 торфомассивов с подходящими залежами. Среди них — месторождение Славное в Толочинском районе. Там в ближайшем будущем собираются построить горно-химический комбинат и выпускать в больших объемах активированный уголь. «Сейчас из страны вывозится в Голландию торф по $ 30—40 за тонну, а закупается переработанный в уголь для технологических целей по $ 4,5 тыс. Нам нужно ежегодно 5 тыс. тонн активированного угля. Но чтобы дойти до нужного слоя в Славном, нужно снять примерно 1,5 метра верхового торфа, из которого можно делать субстраты. Так что без цеха по производству грунтов не обойтись. Кроме того, не будем забывать, что в торфе много гуминовых веществ, а гумус — основа плодородия земли. Продукция на его основе также будет пользоваться спросом», — рассуждает Иван Лиштван. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter