За кого голосует Нью-Гэмпшир, за того голосует и вся Америка?

Почти шекспировские страсти

За кого голосует Нью-Гэмпшир, за того голосует и вся Америка — эта поговорка стала частью политической культуры Соединенных Штатов. Ее припоминают каждый раз, когда начинаются праймериз — отборочные выборы от каждой из двух ведущих партий. И в минувший вторник избирательная гонка в США прошла этот важный этап.


В лучших традициях жанра из небольшого американского штата пришли две главные новости: одна — ожидаемая, а вторая — с претензией на сенсацию.  Ожидаемая — это победа Дональда Трампа на республиканских праймериз. Он отыгрался за поражение в штате Айова, где его опередил сенатор Тед Круз, и стал уверенным лидером Республиканской партии. На второе место постепенно выходит  губернатор Огайо Джон Кейсик. А вот в стане демократов интрига получилась более заковыристой: Хиллари Клинтон, чьи позиции, казалось, ничто не может поколебать, проигрывает 74-летнему сенатору Берни Сандерсу.

Сейчас целая армия политологов и журналистов анализирует процентные расклады предпочтений избирателей двух штатов, сделавших выбор в пользу того или иного претендента. В деталях разбираются речевые особенности и манера одеваться потенциальных кандидатов, мельчайшие подробности их биографии и степень очаровательности улыбки. Безусловно, американская избирательная гонка — самое увлекательное политическое зрелище на планете. Но все же политика здесь не менее важна, чем шоу. А потому сосредоточимся не на деталях, а на более общих тенденциях.

Уже очевидно, что не выйдет ожидаемой многими «битвы кланов» —  схватки Хиллари Клинтон и Джеба Буша. Бывший губернатор Флориды, чьи отец и брат успели побывать хозяевами Белого дома, скатился в аутсайдеры президентской гонки от республиканцев. А лидерству Клинтон в стане демократов все более серьезный вызов бросает Берни Сандерс.

Поражения младшего Буша и проблемы Клинтон, равно как и феномены Трампа и Сандерса, свидетельствуют о безмерной усталости американских граждан от вашингтонского политического истеблишмента. Весь этот набор сенаторов, конгрессменов, министров и их помощников, похоже, опостылел простому американцу. Потому избиратели и отдают предпочтение взбалмошному и острому на словцо миллиардеру-телезвезде и престарелому сенатору, который всегда был «белой вороной» на Капитолийском холме.

Но, может быть, дело все же в идеологических предпочтениях, конкуренции программ? Отнюдь! Одержав победу в Нью-Гэмпшире, Трамп заявил, что появилась возможность «сделать что-то грандиозное, чтобы возродить Америку, чтобы восстановить ее дух». Что именно грандиозное предстоит совершить и как следует возрождать США — остается неясным. Но, похоже, американцам вполне хватает и таких духоподъемных тирад, как когда-то хватило невнятного призыва Обамы к переменам. Не следует спешить обвинять простых американцев. Призыв Барака Обамы оказался настолько вдохновляющим, что за него новоизбранный президент США получил Нобелевскую премию на первом году своего правления, не сделав на тот момент ровным счетом ничего.

Кто-то может возразить: дескать, идеологическая борьба все же наличествует, ведь Берни Сандерс слывет настоящим социалистом. Но не следует пугаться — до революции в США далеко. Весь «социализм» Сандерса сводится к тому, что еще в 1980-х годах  он провел свой медовый месяц в советском Ярославле (а это, по американским меркам, невиданный радикализм) и брюзжит по поводу несправедливости мироустройства вообще и американского в  частности. Да, и он принципиально отказался от финансирования своей предвыборной кампании крупными корпорациями. Посмотрим, надолго ли его хватит.

Поэтому не стоит ждать от начавшейся президентской гонки идейных прорывов, новой повестки дня, захватывающей интеллектуальной дуэли. Не под это заточены основные инструменты американской политики. А вот зрелищности будет предостаточно. Ну и интриги, само собой. Почти как у Уильяма Шекспира.

gigin@belta.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter