Почти по Гоголю

Не так давно в Барановичах отдел Следственного комитета возбудил уголовное дело в отношении заместителя главного инженера районного ЖКХ, который год назад фиктивно оформил местного жителя слесарем в свою же контору и брал деньги себе. Преступление по нынешним меркам банальное. Но это повод озаботиться проблемой. Пока недобросовестные управленцы наживаются на «мертвых душах», те, кому действительно нужно трудоустройство, лишаются достойных рабочих мест.



О подобных финтах ушлых руководителей новости приходят чаще, чем раз в месяц. В начале июля прошла информация о менеджере столичного спорткомплекса, который «устроился» у себя в организации на полставки уборщиком. С тряпкой и шваброй, разумеется, его никто не видел, но зарплату он получал исправно. В июне отличилась заведующая общежитием Минского района, формально оформившая сестру дворником. Липа также обернулась уголовным делом. Чуть ранее один из руководителей Минской областной библиотеки попал в поле зрения правоохранительных органов за аналогичную махинацию, которую он провернул со своим сыном.

А вот еще один возмутительный случай в Лунинце. Здесь руководитель обошелся без «мертвых душ». В местном спортклубе около 40% рабочих мест были свободны. Директор о каждой освободившейся вакансии обязан сообщать в районный центр занятости. Этот три года молчал. И выписывал себе премии за счет экономии. Конечно, на премирование должен давать добро исполком. В таком случае никогда бы не дал. Поэтому начальник подделывал разрешения на «поощрения» от местных властей. На чем и попался.

Председатель Пинского межрайонного Комитета государственного контроля Брестской области Владимир Петько ситуацией обеспокоен: свыше десяти искусственно прикрытых вакансий для небольшого райцентра — очень много. Это при том, что только в районном управлении по труду, занятости и социальной защите на начало полугодия статус безработного получили около 500 соискателей. Декрет № 1 реально подтолкнул людей к поиску работы.

Владимир Петько говорит, что полешуки порой приходят на прием к нему, обивают пороги исполкомов, предприятий, ведь найти хорошую работу в глубинке сегодня не так–то просто. И тут выясняется, что рабочие места есть. Но у директора свои интересы. А как главе семейства объяснить домочадцам, что он не может трудоустроиться, потому что его деньги по факту прикарманивает сытый работодатель?

Есть и обратный пример. Знаю немало организаций с раздутым штатом, где сердобольные руководители содержат, к примеру, несколько бухгалтеров, юриста, кадровика, когда вполне можно было бы провести оптимизацию и возложить финансовый учет, картотеки и правоведение на одного работника. Но дирекция не может отправить специалистов на улицу. А ведь не будь на другом предприятии «мертвых душ», глядишь, задача с ответом сошлась бы. Лишние работники сокращающей фирмы могли бы пойти на реально востребованные вакансии в другую.

Судя по сводкам, махинаторам вменяется «хищение путем злоупотребления служебным положением». Но доказать, что на предприятии есть «мертвые души», непросто. Начальник управления КГК Брестской области Александр Пузик считает, что наказывать следует обоих участников «черной» сделки, ведь фиктивному работнику она тоже выгодна. Например, чтобы формально не считаться тунеядцем, но по–прежнему зарабатывать на контрабанде сигарет.

Что ж, коль тенденция очевидна, может, законодателям и впрямь нужно подумать об отдельной статье в Уголовном кодексе? А местным властям — чаще внепланово заглядывать на предприятия, сверяя штатные списки с реальными людьми, находящимися на рабочих местах?

mityakov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter