Почти невидимая грань

Тревожные письма от родителей в редакционной почте, увы, не редкость.
Тревожные письма от родителей в редакционной почте, увы, не редкость.

Гомельчанка Тамара Дубовицкая переживает за семнадцатилетнюю дочь. «Я воспитываю Наташу одна. Возможно, в этом и кроется причина ее поведения. Она всегда была послушной, даже чересчур. Казалось бы, на что здесь жаловаться? Дело в том, что она не может и шагу ступить без моего совета. В школе ее может обидеть каждый, она просто не способна отстоять свои интересы. Мне кажется, в ее возрасте дети ведут себя как раз наоборот. Возможно, я напрасно волнуюсь?»

Вполне вероятно, что волнуется Тамара Константиновна не зря. Инна Пятницкая, главный внештатный специалист по детской психиатрии Минздрава, считает, что определенный тип личности — норма, не мешающая адаптироваться в обществе. Но есть типы характера, которые доходят до психической патологии и как крайний вариант приводят к расстройству личности, а это уже серьезный диагноз. И первые тревожные звоночки раздаются, как правило, еще в детстве. К примеру, ребенок определенным образом откликается на обиду или наказание. Затем ситуация меняется, а реакция остается та же (например, ударить обидчика).

Не найдя должного внимания и помощи, ребенок с отклонениями в поведении превращается во взрослого с расстройствами личности. «Странности» характера серьезно затрудняют общение. Причем такие люди патологию считают нормой. К чему же может привести невнимательность родителей? Обратимся к примерам.

4 ...Сергей рос обидчивым, с завышенной самооценкой. Не доверял никому, даже в словах матери искал скрытый смысл и угрозу своему благополучию. А когда судьба свела его с Мариной, появилась еще и беспочвенная ревность. Буквально шагу не давал ей ступить без полного отчета, где и с кем была девушка. И не дай Бог ей поставить под сомнение правоту ревнивца! Когда он стал проявлять агрессию, Марина убедила его обратиться к врачу. Тот констатировал параноидное расстройство личности, тревожные звоночки которого раздавались еще в раннем детстве.

4 Алексей всегда был сорванцом, бесстрашию и решительности которого завидовали все мальчишки. Влекомый страстью первооткрывателя, он облазил все окрестные стройки и сады, увлекая за собой друзей. Родители посчитали тогда поведение сына нормальным: мальчик вроде бы и должен быть таким. Правда, издевательства над животными их насторожили. А с четырнадцати лет мальчик уже состоял на учете в милиции: безобидные кражи яблок переросли в более серьезные конфликты с законом. Причем Алексей совершенно искренне не мог понять, в чем же он провинился. Психотерапевт расставил точки над «i»: есть признаки расстройства личности. Количество неблагоприятных в социальном плане особенностей затмило все положительные стороны характера молодого человека. Поэтому жизнь таких людей сопряжена с конфликтами с законом, душевными травмами, неспособностью создать полноценную семью.

4 Маленького Игоря отец называл Дон Кихотиком, остальные считали мальчика «не от мира сего». Поздний ребенок, он рос замкнутым, молчаливым, всегда стремился к уединению. Казалось, что это маленький старичок, почти не реагирующий на ласки родных. Зато уже в семь лет Игорек сочинял такие фантастические истории, что отец–журналист диву давался, гордясь сыном. И конечно, родителям и в голову не приходило, что у мальчика есть проблемы. Однако с возрастом Игорь становился все более отгороженным от внешнего мира. Только в девятнадцать лет, когда увлечение мистикой и экзотическими религиозными учениями перешло все границы, мать обратилась к врачам. Диагноз шокировал: шизоидное расстройство личности, отчетливо проявившееся уже в детстве в замкнутости и непонимании социальных условностей.

4 Семнадцатилетняя Катерина убеждала родителей в том, что станет актрисой. Они охотно верили: импульсивная девочка любила театр, участвовала в школьных постановках. И дома с удовольствием разыгрывала спектакли. Резкие перепады настроения, непонятные вспышки гнева, когда посуда и вещи летали по комнате, мать списывала на творческую личность. «Мир рушится, я не вижу больше смысла в этой пустоте!» — слова дочери вызвали улыбку. Но девочка схватила лезвие и полоснула по запястью. Излишняя театральность оказалась аффективным расстройством, которое привело к попытке суицида.

А что опасного и неприятного в добросовестности и стремлении к совершенству, в строгом соблюдении норм морали? Порой эти замечательные черты переходят в излишнее внимание к несущественным деталям, трудоголизм и завышенные требования к окружающим. Вам наверняка случалось общаться с людьми, которые преданы семье и профессии, но не ценят себя. Они носят с собой огромное количество вещей, так, на всякий случай. Также с особой болезненностью воспринимают критику в свой адрес. Вполне возможно, что за пунктуальностью и стремлением к совершенству скрывается компульсивный тип личности.

Конечно, не стоит в каждой отрицательной черте характера подозревать психические проблемы. Особенности можно отыскать у каждого из нас. Но это не должно мешать общаться, строить нормальную жизнь. В любом случае нужно помнить золотое правило: поступай с другими так же, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой. «Но главное, — говорит Инна Пятницкая, — надо обращать пристальное внимание на любое отклонение в поведении ребенка. Своевременное обращение к специалистам по проблемам психического здоровья в большинстве случаев поможет избежать серьезных проблем в дальнейшем».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter