Почти любовь

«Мумий Тролль» «8» (21 трек)CD–обзор ушами Сергея Пукста

«Мумий Тролль» «8» (21 трек)


Альбом действительно очень хорош. Причем хорош настолько, что когда я получил его на вокзале прямиком из Москвы и по простодушию проговорился о той посылке от пиар–службы МТ, малоизвестный человек выкрутил мне руку и попросту украл диск.


Еще удивительнее, что этот альбом двойной и выпущен он уже через год после предыдущего диска «Амба». И по качеству музыки и лирики он, кажется, развивает самые смелые ожидания, связанные с группой после выхода предыдущего диска.


Лагутенко снова показывает себя как хороший, отнюдь не простой поэт. Зрителя снова берет за душу его всепоглощающая невозможность. Он по праву считается мастером пусть не всегда существующей, но всегда угадываемой двусмысленности, создавая не стихи сами по себе, а именно яркие и емкие тексты в образе «очаровательного негодяя». И в герметичности этого образа с ним мало кто может сравниться. Даже в интервью Илья оставался таким же двусмысленным и недосказанным. Причем раньше у меня было стойкое ощущение, что музыка «прогибается» под образ. (Казалось, Лагутенко может мяукающим голосом пропеть все что угодно и сделать это «своим».) Однако начиная с «Амбы» мы видим, что «Мумий Тролль» — это группа сложившаяся не только за счет образа солиста, но и за счет музыки. Зазор между феерическими живыми выступлениями группы и их аудиовоплощением на последнем альбоме успешно ликвидирован. Также, начиная с «Амбы», существенно поменялся образ лирического героя. Лагутенко перестал играть. На мой взгляд, ярче всего об этих изменениях говорит трек «Молодость», где Илья, будучи самой сутью и правдой, проедает засахаренную оболочку образа и проникает непосредственно в душу зрителя. При этом продолжая оставаться мастером переламывать и перемалывать смыслы. Это раньше его (вполне заслуженно) называли «продавцом цинизма». То, что мы слышим в альбоме «8», это уже почти любовь.


Поскольку объем статьи не позволяет рассказать обо всех песнях, остановимся на самых–самых...


Тревожный и становящийся торжественным к припеву «Эй, товарищ». Потенциально хитовые «Контрабанды». Совершенно сногсшибательный трек «Проспали» с лагутенковским голосом, в результате уплывающим вдаль и поглощаемым вакханалией гитарного соло. Ностальгическая, уже упоминавшаяся «Молодость». А также завершающая первый диск «В этом свете» с замечательным образом «В зеркалах — блесна на вечер. В этот вечер мне не светит ничего».


Второй диск открывается беспредельной, если вдуматься, песней «Мамы дочерей», которая тематически перекликается с песней «Глубже» из альбома «Меамуры». Затем — стилистически свободная «Пьяная струна» с неожиданным «Твои мужчины, как луна, приходят ночью и уходят до утра» и пьяной струной гитариста Юрия Цалера. Напряжение сбивается мечтательно–любовным треком «Лазурно–бирюзовые». После чего идет этапная «Поспи, рок–н–ролл», начинающаяся со слов «Ребята не знали, ты с ними не в доле», спетых с неожиданным лиризмом. Во временном измерении песня развивает идею БГ «Рок–н–ролл мертв (а я еще нет)» на современном этапе и очевидно обращена к перестроечным рок–героям. Затем — псевдоплосконачинающиеся «Акваланги», которые развивают фантасмагорию до прекрасного «Не замерзай, Крузенштерн» и содержащие новаторскую концепцию обнаружения кислорода «на нюх». Затем торжественная «Весна» с фирменнодвусмысленными «Выходим из спячки. Набухли почки».


Где–то на двадцатом треке я понял, что испортить альбом практически невозможно. Специально аранжированная для «Русского радио» «Фантастика» только подтвердила, что формат также не является помехой для группы, делая ее сладкой вдвойне. Но шлюзы прорвало на двадцать первой — «Круг замкнулся». На простых и точных строчках «Я проснулся. В этой фантастически красивой и предельно честной стране» и до последней ноты. В качестве заключительной ремарки необходимо сказать, что с возрастом голос Лагутенко вместе со звучанием группы достиг состояния осознанной ярости и настолько же осознанной нежности. Которая, кажется, вот–вот выпрыгнет на концертную площадку. Однако об этом в следующую среду.


И еще хорошая новость: 4 декабря в минском клубе «Африка» состоится концерт МТ, где все описанное выше можно услышать и увидеть. Я иду!


И совсем последнее. По–христиански, конечно, малознакомого человека, укравшего у меня диск, жалко. Но по–человечески я ему завидую. Очень.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter