В Минске прошла премьера спектакля «Сережа очень тупой»

Почтальон всегда звонит дважды

В Минске на площадке Ok16 прошла премьера спектакля «Сережа очень тупой» в постановке Дмитрия Богославского по пьесе известного российского драматурга лауреата премии «Золотая маска» Дмитрия Данилова.

Фото Екатерины Артимени.

Премию Данилов получил за работу «Человек из Подольска», поставленную на многих театральных площадках и ставшую настоящим хитом последнего времени. В Беларуси ее постановку осуществил тот же Богославский на сцене молодежного театра. Так что можно говорить об уже сложившемся успешном тандеме драматург — режиссер. В своей новой пьесе Данилов развивает уникальную авторскую интонацию и тему конфликта личности и общества.

Интригующее название обещает нечто фривольное, но любители комедий будут посрамлены. Снова, как и в «Человеке из Подольска», абсурдная ситуация постепенно вырастает из вполне бытовой и немой вопрос повисает в воздухе: что происходит? Три курьера, приехавшие с посылкой к программисту Сергею Пантелееву на некоторое время, отказываются покидать его квартиру и намерены пробыть у него ровно час, как и пообещали. Они подробно рассказывают герою о своей уникальной службе доставки, где к каждому клиенту подходят индивидуально и с душой. Эта троица не отступает от буквы инструкций и свода внутренних правил своей организации. Следование правилам и корпоративной этике — для курьеров незыблемый принцип. Самый старший из них, склонный к ностальгии и нравоучениям, в исполнении Александра Шарова все время вспоминает прежние времена, когда чувства локтя и товарищества были не просто словами, а жить приходилось не в отдельных квартирах, а в бараках и коммуналках. Он с какой‑то пристальной и затаенной завистью рассматривает Сергея и его скромное жилище, как рассматривали семь комнат профессора Преображенского члены нового домоуправления во главе со Швондером в повести «Собачье сердце». Зрителю приходится гадать, чем же закончится эта история о нарушении личного пространства, развивающаяся в реальном времени. Психологический триллер, черная комедия, социальная сатира — спектакль «Сережа очень тупой» вмещает в себя многое и каждый раз удивляет на новом повороте. Трио курьеров представляет собой современную дружину или общину, которая в духе коллективизма находит свое упоение и вдохновение. Сергей — представитель нового поколения, не склонный к рефлексии и неврозам, он вполне довольствуется философией индивидуализма. Два полюса спектакля интеллигентно полемизируют друг с другом. Две модели мира постоянно спорят. Абсурд сменяется нарастающим страхом, страх — юмором.
Три курьера, приехавшие с посылкой к программисту Сергею Пантелееву на некоторое время, отказываются покидать его квартиру и намерены пробыть у него ровно час, как и пообещали. Они подробно рассказывают герою о своей уникальной службе доставки, где к каждому клиенту подходят индивидуально и с душой. Эта троица не отступает от буквы инструкций и свода внутренних правил своей организации. Следование правилам и корпоративной этике — для курьеров незыблемый принцип.
Растерянный Сергей в исполнении Дмитрия Давидовича — обычный наш современник, не такой уж тупой, как обещает название, просто немного инфантильный. Но неизвестно, как бы мы повели себя в подобной ситуации.

Курьеры все как один родом из города Грязи, они не наглеют и демонстрируют широкий кругозор. Один из них (Арсений Гордиенко) исполняет «Время колокольчиков» Александра Башлачева, другой (Дмитрий Рачковский) пытается изобразить тонкого дипломата, все вместе играют в города, опять же по каким‑то своим установленным правилам. После втроем поют разудалую песню, стилизованную под казачью. Исполнение это, с одной стороны, похоже на некий перформанс, с другой — подкупает своей искренностью и напором. В этом трагифарсовом эпическом трио курьеров в странных костюмчиках (художником спектакля стала Лидия Малашенко) можно увидеть черты художников‑концептуалистов или обэриутов. Только от пения их совсем не делается тепло — холод сквозит на душе, как от бойких слов персонажей из мрачноватых киноис­торий других российских авторов Петра Луцика и Алексея Саморядова («Окраина», «Дети чугунных богов» и т.д.).

Настроение спектакля меняется с появлением жены (Ирина Яковец) Сергея. Она как‑то чрезвычайно спокойно отнеслась к появлению в доме незнакомцев, после попросила супруга избавиться от оставленной ими посылки, в которой Сергею почудилось нечто живое. Мрачные тени персонажей Беккета, Пинтера и Ионеско встают за героями. Атмосфера тревоги, пронизывающая спектакль, постепенно сходит на нет. Герои, расположившись на диване с бокалом вина по воле авторов спектакля, сами оказываются запертыми внутри громадной посылки, об отправителе и адресате которой можно только догадываться.

Добрый зритель в 9‑м ряду.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter