Почка отсчета

Одиннадцать лет назад у педагога из Белыничей Елены Риняк отказала почка. С тех пор трижды в неделю ездит в Могилевскую областную больницу — на гемодиализ...

Одиннадцать лет назад у педагога из Белыничей Елены Риняк отказала почка. С тех пор трижды в неделю ездит в Могилевскую областную больницу — на гемодиализ.


Долгое время вместе с двумя землячками она добиралась туда рейсовым автобусом, испытывая массу неудобств. Опаздывали на процедуру, на последний автобус домой, ехали стоя в переполненном транспорте. 4 часа на аппарате искусственной почки, утомительная пешая прогулка (от могилевского автовокзала до областной больницы нет прямого маршрута), 40–километровый путь из Могилева до Белыничей... Ослабленный организм не выдерживал нагрузки: люди падали в обморок, калечились. В управлении здравоохранения Могилевского облисполкома, куда они обратились за помощью, посочувствовали и приняли меры. Последние два года Риняк и ее земляков из Белыничей в Могилев возила «скорая». Но в конце прошлого года подвоз отменили. Мотивировка — нецелевое использование денег. Больным предложили снова пересесть в автобус.


«За это время мы ослабели еще больше, просто не выдержим испытаний дорогой, — написала в «СБ» о своей беде Елена Геннадьевна. — Обращались в райисполком, облисполком, областной Совет депутатов, Минздрав, Парламент. Везде сочувствуют и объясняют: нет закона, чтобы вам помочь».


С Еленой Риняк и ее землячками я встретилась в областной больнице, куда они приехали на машине. С тех пор как им отказали в подвозе, больные, чтобы не мыкаться по автобусам, нанимают водителя. Каждая платит по 10 тысяч рублей. И так — трижды в неделю. А пенсия по инвалидности — около 600 тысяч...


— С одной стороны, автобусом ехать выгоднее: билеты нам оплачивают. С другой, это — километры страданий, — у Елены Геннадьевны влажнеют глаза. — В рейсовом всегда столпотворение, билеты продают без мест, а уступать нам, инвалидам I группы, никто не хочет. Неловко каждый раз говорить про свой диагноз...


На их руки больно смотреть — вздутые вены, огромные пузыри... После длительной процедуры они болят. Порой открывается кровотечение. Однако, по словам больных, это — не самая большая беда. Землячка Риняк Людмила Карпина на гемодиализе девятый год. У 60–летней пенсионерки пониженное давление. Несколько раз до больницы не доезжала: теряла сознание на улице. Падая, разбивала лицо, два года назад сломала ногу. Отказаться от поездок в Могилев она не может: гемодиализ — единственный способ жить. Ведь по состоянию здоровья ни ей, ни Риняк операцию по пересадке почки уже не сделают. Дочь Людмилы Ивановны операция, к сожалению, не спасла. В 2007 году она — тоже страдавшая хронической почечной недостаточностью — умерла, не выходя из комы. В 34 года... На руках у Людмилы Ивановны остались двое внучат: 16–летняя Катя и 11–летний Артем.


— Всего 26 лет прожила Ирина. Шла по городу, потеряла сознание: черепно–мозговая травма. У 32–летней Светы остановилось сердце, — шепотом перечисляет Елена, листая книжку памяти, которую всегда возит с собой. — У 19–летнего Максима случился инфаркт. У его 21–летнего тезки — инсульт. 37 их было, когда я только начинала лечиться. И не осталось почти никого... В этом году район выделил 4 миллиона рублей на оплату наших билетов. Но автобусом мы не пользуемся. Просили для нас нанять социальное такси. Готовы доплачивать из своих пенсий. Однако нам сказали: «Не положено». Предложили мы другой вариант. Междугородный автобус по понедельникам, средам и пятницам пустить через облбольницу. Она ведь на трассе Могилев — Белыничи, всего километр в сторону. А до автовокзала от нее — остановок 8, дальше — пешком... Мы бы заранее брали билеты и ехали спокойно.


Пожелания жителей Белыничей обсудили в райисполкоме, на сессии Могилевского областного Совета депутатов. В итоге несколько дней назад автобус стал подъезжать к облбольнице. Только больные им не пользуются. Ведь проблема осталась. Автобус — рейсовый, переполненный. Значит, опять надо ехать стоя...


Как выяснилось, с транспортной проблемой столкнулись не только в Белыничах. Любови Ковалевой из деревни Пудовня Дрибинского района 57 лет. Раньше в Могилев ее тоже подвозили на «скорой», но с 1 января перестали. Женщина–диабетик добирается до больницы как придется. На дорожные трудности сетуют и жители Шкловского района. Хотя в некоторых районах проблему все же сумели решить. В Горецком, например, четырех больных подвозит «уазик» райбольницы. По словам главврача Александра Жилина, трижды в неделю у них плановые рейсы в Могилев: забирают медикаменты, доставляют в облбольницу тяжелобольных. А заодно и нуждающихся в гемодиализе. Даже график ради них подкорректировали, чтобы удобно было.


В Мстиславском районе тоже нашли выход.


— С 1 января больных возит социальное такси, — объяснил начальник управления по труду, занятости и соцзащите Мстиславского райисполкома Александр Телепнев. — Частник, у которого есть лицензия на перевозки, согласился помочь. Больные ездят бесплатно, мы взяли расходы на себя.


— Проблема действительно есть. Не только на Могилевщине, но и в других областях, — не скрывает первый заместитель начальника управления здравоохранения Могилевского облисполкома Марина Масюк. — И решать ее надо на законодательном уровне. Необходимо, чтобы было документально прописано, что людей с хронической почечной недостаточностью, нуждающихся в регулярном гемодиализе, должны возить на процедуру из дому до больницы и обратно. Могилевский облисполком уже подал соответствующее ходатайство в Совет Республики Национального собрания.


Сегодня в стационаре отделения гемодиализа Могилевской областной больницы проходят лечение 23 пациента. Еще 97 вынуждены приезжать сюда трижды в неделю. И очень важно, чтобы эта дорога не превратилась для них в мучительное испытание.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter