Могилевская областная больница освоила операции по трансплантации почек

Почка невозврата

Врачи Могилевской областной больницы, освоив высокотехнологичную трансплантацию, дают пациентам шанс на новую жизнь

СВЕТЛАНА Ивановна из быховского Мокрого в свои 50 с небольшим никогда серьезно не болела. От похода на ежегодную плановую медкомиссию ожидала лишь подтверждения этого факта. Но результаты анализов повергли сельчанку в шок. У нее диагностировали почечную недостаточность. Ни болей, ни симптомов — болезнь развилась, как говорят, на ровном месте. В один миг все изменилось — почти на три года растянулись регулярные поездки на гемодиализ в Могилев, диеты вымотали. Оставалась одна надежда на возвращение к привычному образу жизни — операция. В конце марта раздался звонок — для сельчанки нашелся донор. Трансплантацию, третью по счету, провели специалисты Могилевской областной больницы. После выхода из наркоза Светлана услышала самые важные слова: операция прошла успешно…

Светлана БУЛАЧКОВА живет с новой почкой уже два года.

СЕГОДНЯ уже можно определенно сказать, что одну из самых сложных операций — трансплантацию почки — освоили во всех регионах страны. Последним областным центром, где смогли пересадить донорский орган, стал Могилев. Новую почку, а с ней и шанс на выздоровление, в январе этого года получил 58-летний житель Шклова. После первой операции прошло еще шесть. Все — успешные. К такому событию врачи Могилевской областной больницы готовились целенаправленно. Заведующий отделением гемодиализа и нефрологии Евгений Жаголкин вспоминает, как медики шли к первой пересадке:


Заведующий отделением
гемодиализа и нефрологии
Евгений ЖАГОЛКИН.


— Подобная операция — новый уровень оказания специализированной помощи жителям региона, важное событие для Могилевщины. К трансплантации почки готовились несколько лет, но особенно тщательно — последний год. Подготовка включала организацию амбулаторного приема врача-нефролога для трансплантированных пациентов, закупку необходимого медоборудования (аппаратов по определению концентрации иммуносупрессивных препаратов, хирургический инструментарий, ультразвуковой аппарат). Но самое главное — это подготовка наших специалистов. Врачи-хирурги в течение 2017 года обучались на базе РНПЦ трансплантации органов и тканей.

Первая операция проходила под руководством хирурга из РНПЦ Леонида Ткачева. Для могилевских медиков Сергея Петрошевского, Евгения Котова, Дениса Ситкевича, Андрея Бордиловского она стала, можно сказать, боевым крещением. Хирург первого хирургического отделения Сергей Петрошевский хорошо помнит день первой операции:

— Для шкловчанина нашелся донор. Пока готовили пациента, пришла почка. Всего операция длилась около четырех часов. Да, во время обучения мы практиковались, но на базе своего медучреждения — впервые. Конечно, было ощущение гордости. За себя, больницу, людей, которые продвигали эту идею на Могилевщине. За пациента, который был привязан к гемодиализу, а потом словно заново рождался. С каждой последующей операцией появлялось все больше уверенности, навык совершенствовался. Все время изучаешь дополнительную литературу, узнаешь тонкости, а затем закрепляешь их на практике.

ПЕРВЫМ больным в регионе, которому пересадили почку, стал 58-летний житель Шклова. Почему именно он? В стране имеется лист ожидания, где находятся все пациенты, которым нужна операция. Когда появляется донор, данные о нем тоже вносятся в общую базу, после чего компьютер находит совпадение по группе крови и другим критериям, полную, так сказать, совместимость. Планировать операции в таком случае не получается, все они экстренные: как только находится донор, начинается подготовка. В среднем период ожидания пересадки — до двух лет. Но встречаются случаи, когда пациентам везет — трансплантацию проводят спустя несколько месяцев. Так было со вторым больным, Михаилом. Донорский орган для него отыскался быстро, хотя у могилевчанина редкая 4-я группа крови.

Всего же в области около 50 человек, которым нужна пересадка. И более 120 живут с почечным трансплантатом. С нового года они все стоят на учете в областной больнице, сдают анализы и получают медикаменты, не выезжая в столицу. Неработающие почки им заменяют аппараты, которые есть в шести отделениях гемодиализа в области: два из них в самом Могилеве, остальные в Костюковичах, Шклове, Бобруйске и Горках. После трансплантации необходимость в процедуре гемодиализа отпадает.

Денис СИТКЕВИЧ, Евгений КОТОВ и Сергей ПЕТРОШЕВСКИЙ провели первые операции по пересадке почки.

Правда, успех пересадки зависит не только от мастерства медиков. Важен и послеоперационный период. Когда донорский орган трансплантирован, пациент находится в хирургическом отделении. После выписки, которая может наступить и спустя неделю (как было в случае с 35-летней пациенткой из Горок), наступает амбулаторный этап.

— Наша задача, — поясняет Евгений Жаголкин, — сохранить длительно функционирующий трансплантат. Поэтому ведем наших пациентов годами. Первые два месяца они приезжают в больницу еженедельно. Когда сроки удлиняются, смотрим и контролируем, как приживается почка. Следим, чтобы не было отторжения органа. Сроки визитов в этом случае расширяем. Многое зависит и от самого пациента: если тот настроен на выздоровление, не забывает принимать препараты, орган может функционировать десятилетиями.

У Светланы Булачковой из Могилева, с которой удалось познакомиться в больнице, трансплантированная почка уже почти два года. Орган работает хорошо. После операции, которую делали в Минске, Светлана почувствовала себя другим человеком:

— Сейчас не завишу от не самых приятных процедур. Да, препараты принимаю сильные — таблетки, которые подавляют иммунитет. Это позволяет почке лучше прижиться. Ведь организм первое время не понимает, что с ним происходит. По прошествии времени ты становишься свободным: можешь ездить к друзьям и родственникам, ходить в гости. Ограничения есть — в еде, например. Нельзя употреблять соленые и жирные продукты. Но своеобразная диета — это обычное здоровое питание, которого должны, по сути, придерживаться все люди.

Как у Светланы развивалась болезнь? До 2015 года могилевчанка работала на хлебозаводе, следила за домом — вела обычную жизнь. В один момент стала обращать внимание, что начались проблемы с мочеиспусканием — реже стала ходить в туалет. Вызвала врача, после чего медик назначил препараты от давления. Прием таблеток ситуацию не исправил:

— Стала полнеть. И в один день, когда прошло около двух недель после появления симптомов, почувствовала себя плохо. Вызвала «скорую помощь», положили в терапию, а ночью случился приступ. Я чуть не умерла... Врачи еле откачали. Взяли анализы, которые показали, что у меня отказали почки. Тогда сделали первый гемодиализ. Поначалу было очень плохо, потом привыкла к процедуре. Но это определенный образ жизни, который, слава Богу, остался в прошлом.

КОГДА в Могилевской областной больнице пройдет еще одна операция, предугадать невозможно. Совместимость реципиента и донора — дело везения. Но медики всегда наготове. Именно поэтому, когда появляется сообщение о появлении донорского органа, врачи отделения, откладывая все дела, стремглав летят в клинику: на кону — очередная жизнь. Хирурги, впрочем, меня одергивают: мол, не спасаем жизнь, а делаем ее более комфортной.

СПРАВКА «СГ»

Первую в Беларуси региональную пересадку почки провели в Бресте в мае 2011 года. Затем в 2012-м к коллегам присоединились гомельские специалисты, а спустя несколько месяцев такую операцию провели в Гродно. Двумя годами позднее — в Витебске. Сегодня в стране успешно работают 6 трансплантационных центров, включая детский. Лидер по пересадкам почек — около 200 в год — РНПЦ трансплантации органов и тканей. Примерно столько же в совокупности делают в регионах.

bizyk@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter