На прошлой неделе в Минске состоялась первая Конференция почетных консулов Беларуси

Почетный консул

На форуме, участие в котором приняли представители 45 стран мира, обсуждались перспективные направления работы консулов, в первую очередь в сфере внешней торговли и привлечения иностранных инвестиций. Состоялись встречи с руководством ряда министерств и ведомств, также зарубежные гости ознакомились с экспортно ориентированными и высокотехнологичными предприятиями страны. Работа почетного консула сугубо добровольная, она не всегда заметна для простых граждан. Однако благодаря этим людям удается улучшать двусторонние отношения между странами и находить новые пути сотрудничества в самых разных сферах. Чтобы подробнее узнать, в чем она заключается, мы обратились к почетному консулу Чили в Беларуси Андрею Балабину.

Андрей Балабин.
ФОТО КОНСТАНТИНА БАКУНА.


— Андрей Анатольевич, в чем заключается деятельность почетного консула?


— Почетный консул — это в каком–то смысле соратник и определенная точка опоры для посольства той или иной страны. Он помогает решать многие вопросы, входящие в сферу деятельности официальных дипломатов (и, может быть, даже и не входящие), сам не будучи дипломатом. Тем не менее деятельность почетных консулов регулируется той же самой Венской конвенцией о дипломатических сношениях, как официально называется основной международный договор в области дипломатического права.

— Решать вопросы — какие, например?

— Например, что–то случилось с гражданином или с гражданкой Чили. Хорошее или плохое — не важно, произошло нечто, и человеку нужна помощь родной страны. Тогда ему не надо ехать в ближайшее посольство Чили — в Москву, а нужно просто обратиться ко мне. И то, что смогу решить, я решу сам. Или мы будем ждать приезда посольского сотрудника из Москвы, но уже — вместе, чилиец не будет здесь один.

Второй момент: если в Беларусь собирается приехать бизнес–делегация, в сфере интересов которой, к примеру, рыба, вино и самосвалы, то я заранее могу договориться с теми, кто лучше других в нашей стране занимается именно этим, и организовать встречи и переговоры. Как правило, после этого работа идет эффективнее с обеих сторон.

Наконец, культурные связи и сфера, скажем так, дружбы. В Минске создан и неплохо, я считаю, работает «Клуб друзей Чили», его можно найти в интернете — там достаточно интересных мероприятий и встреч. Опять же моя работа — помочь создать, организовать, направить и поддержать. Клуб, повторюсь, проводит разнообразные и даже неожиданные мероприятия: вот была экскурсия по «Мингорсвету» для гостей из Чили. Или смотр–конкурс художественного чтения чилийской литературы, проведенный не так давно в БГУКИ.

— Пабло Неруду читали?

— Вот видите, вы это имя знаете, уже хорошо. Теперь надо стремиться, чтобы и в Чили знали Янку Купалу и Якуба Коласа.

Благодаря поддержке Почетного консульства Республики Чили в учреждении образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» прошел смотрконкурс художественного чтения произведений чилийской литературы

— Как появляются почетные консулы?

— Например, нет условий, чтобы в какой–то стране открывать посольство или консульство другой страны. А контакты есть, связи укрепляются, люди приезжают. Тогда либо сам посол той страны подбирает здесь некую кандидатуру, либо та страна обращается в белорусский, например, МИД с просьбой подобрать почетного консула. И после целого круга согласований с той и с другой стороны становишься почетным консулом и начинаешь выполнять свои обязанности.

— Получается, почетный консул в отличие от посольств — это не обязательно паритетная основа?

— Это дело добровольное. Со всех сторон.

— Зачем эта добровольная общественная работа лично вам?

— Меня просили стать почетным консулом дважды. И первый раз я отказался, сейчас могу сказать, не подумав. Потому что, с одной стороны, это определенная ступень: лично ты в определенном смысле отвечаешь за свою страну перед другой страной. Помогаешь здесь ее гражданам, ее туристам, ее бизнесменам и даже ее дипломатам. Это ответственно и это почетно. И — в белорусской традиции гостеприимства. С другой стороны, это дверь определенных новых возможностей. Она появляется — и тут уже каждый сам для себя решает, как такой дверью воспользоваться.

— И много в Беларуси таких, как вы, почетных консулов?

— Полтора года назад, когда согласовывали мою кандидатуру, я был, если память не подводит, шестнадцатым. А сейчас нас уже двадцать восемь — этот «клуб» растет так стремительно, что я еще даже не со всеми «новичками» успел познакомиться. А почетных консулов Беларуси в других странах еще больше: 80 человек наш МИД приглашал на первую Конференцию почетных консулов Беларуси.

— Вы тоже принимали в ней участие. И что можете сказать?

— Что она полезна, и будет тем полезнее и эффективнее, чем регулярнее и традиционнее станут такие встречи.

bakun@sb.by

mukovoz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter